Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили живую силу и технику ВСУ в зоне СВО
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 23 украинских БПЛА над регионами России
Армия
Расчеты РСЗО «Град» поразили опорный пункт ВСУ на кураховском направлении
Общество
Синоптики предупредили москвичей о пасмурной и облачной погоде в выходные
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Мир
Al Hadath сообщил об ударе ВМС США по объектам хуситов
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Происшествия
Богомаз сообщил об уничтожении еще одного БПЛА над Брянской областью
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Экономика
Цена биткоина превысила $99 тыс. и вновь пробила исторический максимум
Мир
Токаев поручил усилить безопасность Казахстана из-за украинского конфликта
Мир
В МАГАТЭ приняли резолюцию с критикой Ирана
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уроки цифровой грамотности могут появиться в обязательной школьной программе в 2022 году, но сначала в пилотном режиме их запустят в одной из школ Самарской области, рассказали «Известиям» в комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. В Минпросвещения допустили, что они могут войти в курсы по ОБЖ. Эксперты приветствуют создание уроков цифровой грамотности и предлагают сконцентрироваться на обучении школьников противостоянию киберугрозам.

Знай онлайн

Думский комитет по информполитике, информационным технологиям и связи 12 мая направил в адрес Минпросвещения и Минцифры предложение проработать вопрос введения в школьную программу урока цифровой грамотности. С копиями писем ознакомились «Известия».

«Современные дети знакомятся с цифровой средой в раннем возрасте. По результатам опроса Фонда содействия развитию интернета, уже с семи лет дети начинают активно пользоваться интернетом, а в возрасте 14–17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в Сеть, и 45% из них ежедневно проводят онлайн от одного до четырех часов», — говорится в обращении.

При этом интернет открывает не только новые возможности, такие как общение, доступ к онлайн-образованию, но и несет риски: это компьютерные вирусы, сомнительное общение, кибербуллинг, фейки. В общей сложности 80% детей когда-либо сталкивались с опасностями в интернете, приводят статистику в комитете.

ребенок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает проработать вопрос введения в школьную программу курса цифровой грамотности, что представляется своевременным, учитывая запланированное на 2021 год изменение федеральных государственных образовательных стандартов», — говорится в письме.

Такие уроки предлагается запустить в российских школах в 2022 году, но ранее в пилотном режиме они появятся в одной из школ Самарской области, сказали там. «Известия» направили запросы в пресс-службы правительства Самарской области и местное министерство образования и науки. Там на момент публикации не ответили.

В пресс-службе Минпросвещения поддержали инициативу.

В рамках формирования навыков информационной безопасности у детей планируются возможные изменения в школьном курсе по предмету ОБЖ с учетом современных вызовов, например, как научить школьников характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании сети интернет, — сообщили в пресс-службе Минпросвещения.

ребенок
Фото: ТАСС/Ведомости/Злата Милявская

В Минцифры сообщили, что получили письмо и в поддержку направления по обучению цифровой грамотности населения регулярно проводят в различных школах «Урок цифры», на котором школьники с 1 по 11 класс узнают об основах кибербезопасности и возможностях работы в интернете.

«В национальную программу «Цифровая экономика» включены мероприятия по повышению цифровой грамотности среди всех слоев населения, включая школьников», — добавил представитель министерства.

Коллективное осознание

Для проработки курса цифровой грамотности для школьной программы профильный комитет Госдумы предлагает создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения и Минцифры. Предлагается включить туда представителей ведомств, депутатов, экспертов IT-индустрии и академическое сообщество. В Минпросвещения поддержали эту идею, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александр Малькевич сообщил «Известиям», что вместе с коллегами (из комиссии по СМИ и рабочей группы по противодействию распространения противоправной информации в Сети, защите пользователей интернета) готов принимать участие в разработке программы по цифровой грамотности. Тем более что с инициативой введения таких уроков ОП выступала многократно, подчеркнул общественник.

— О полной замене предметов речь идти не должна, тогда как перераспределить часы было бы логично. Сместить центр тяжести от информатики (например, программирования на устаревших языках вроде Basic) к тому, как защититься от угроз в цифровом мире было бы правильно, — сказал он.

минцифры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В Positive Technologies отметили важность введения уроков цифровой грамотности в школах, но не стали бы заменять существующие предметы в школе. Скорее, они могли бы стать дополнением к другим урокам — например, ОБЖ и информатике. Схожей позиции придерживаются в НИУ ВШЭ. Уроки цифровой грамотности стоит включить как курс в существующие уроки, не создавая новый предмет, говорит преподаватель факультета компьютерных наук вуза Дмитрий Широков.

В Skyeng выразили готовность принять участие в разработке уроков цифровой грамотности, сообщил «Известиям» GR-директор компании Макар Гончаров. Этот курс должен дополнять уже существующие, например уроки по информатике, считают в Skyeng и в «Лаборатории Касперского».

Впрочем, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Вадим Гриншкун считает, что в современных условиях цифровую грамотность невозможно сформировать у ребенка после обучения только по одному курсу. Это должна быть системная сквозная работа, пронизывающая самые разные учебные дисциплины и внеучебные мероприятия. И информатика в этой системе может и должна играть ключевую роль, отметил он.

При подготовке программ цифровой грамотности для школьников нужно обратиться к опыту Евросоюза, рекомендует гендиректор Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Комиссия ЕС сформировала пять основных блоков. Во-первых, информационная грамотность — это то, как мы ищем информацию, анализируем и управляем ей. Во-вторых, коммуникация и сотрудничество — то, как мы общаемся в интернете. В-третьих, нужны правила создания контента, куда входят знания о нем, правилах размещения, авторских правах и прочее. В-четвертых, неприкосновенность ребенка и защита устройства и данных. В-пятых, изучение технологий и умение заставить их работать на себя.

школа
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В Group IB считают необходимым включить в школьную программу отдельный предмет по информбезопасности. Должна быть отдельная дисциплина ОБЖС, где могут изучать основы безопасности жизнедеятельности в Сети, соглашается президент Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.

По данным опроса «Лаборатории Касперского», 22% детей в России сталкивались с кражей аккаунтов в соцсетях или на игровых платформах, 15% теряли данные из-за компьютерного вируса, 14% отмечали, что им писали странные сообщения взрослые люди, а 10% детей сталкивались с онлайн-мошенничеством.

Для российских школьников уже был разработан учебник по цифровой грамотности, сообщила «Известиям» его соавтор и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее словам, организация совместно с волонтерами даже проводила соответствующие уроки в школах десяти регионов России. Всего уроки прослушали более 1,5 млн школьников.

Создано три учебных пособия для школьников разных возрастов с учетом их психологических особенностей: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Учебники охватывают разные темы: проблема персональных данных в Сети, мошенничество, общение с незнакомцами в Сети, защита личного аккаунта, анонимность в интернете и многие другие, — рассказала Екатерина Мизулина.

школа
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

По ее словам, уроки проходили в качестве факультативов в рамках ОБЖ или классных часов. Каждая школа решала этот вопрос самостоятельно, заключила Екатерина Мизулина.

В издательстве «Просвещение» поддержали инициативу введения уроков цифровой грамотности в школах. Там отметили, что уже разработали серии учебников и учебных пособий, посвященных данной теме.

Читайте также
Прямой эфир