Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
В Москве названы лауреаты Национальной спортивной премии за 2024 год
Мир
Иран после резолюции МАГАТЭ намерен запустить новые центрифуги для обогащения урана
Мир
В Великобритании назвали положение Украины самым слабым с начала конфликта с РФ
Экономика
Экономист сообщил о почти 40% россиян с высокими доходами
Политика
Песков назвал проблемой для России нелегалов, а не мигрантов
Наука и техника
В РФ научились в три раза эффективнее лечить лимфому
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Спорт
«Вашингтон» пожелал выздоровления выбывшему на рекордный срок Овечкину
Мир
В Новой Зеландии объявили эпидемию коклюша
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
WP сообщила о планах Рютте убедить Трампа не уступать России по Украине
Армия
Белоусов заявил о срыве планов ВСУ на 2025 год
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Общество
Суд в Приморье суд постановил закрыть работавший 20 лет без документов ТЦ
Мир
ФСБ рассекретила архив о преступлениях осужденных в 1947 году нацистов
Происшествия
Металлический павильон раздавил насмерть девушку во время урагана в Подмосковье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России может вырасти штраф за безбилетный проезд в автомобильном и городском наземном электротранспорте, заявили «Известиям» в Госдуме. Согласно нормам КоАПа, сегодня он составляет 100 рублей, однако уже в мае парламент рассмотрит законопроект, который отменяет это наказание. Полномочия по его установлению Минтранс планирует окончательно передать регионам. В профильном комитете нижней палаты инициативу уже поддержали, но во фракциях отнеслись к ней с осторожностью. По мнению депутатов, субъекты будут устанавливать чрезмерно высокие штрафы, и эксперты эти опасения разделяют.

Устраняя пробелы

Как выяснили «Известия», Госдума уже в мае рассмотрит законопроект Минтранса «О внесении изменений в статьи 11.18 и 11.19 КоАП». Сейчас они устанавливают административную ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа в общественном транспорте.

«В 63 субъектах РФ административная ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте установлена в соответствии с региональным законодательством. Вместе с тем в 22 субъектах административная ответственность не установлена», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Также в ней отмечается, что в восьми регионах местные законы в части ответственности за безбилетный проезд были признаны утратившими силу, в том числе по решению правоохранительных органов. Например, в Красноярском крае она не была установлена в соответствии с отрицательным заключением прокуратуры, в Ульяновской области — в связи с отсутствием необходимых полномочий.

проезд электричка
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Авторы законопроекта уточняют, что статья 1.3.1 КоАП «Предметы ведения субъектов в области законодательства об административных правонарушениях» не предусматривает компетенции по установлению региональным законодательством такой ответственности. Поэтому был принят законопроект «О внесении изменений в статью 20 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». С 7 марта 2021 года он дал право регионам устанавливать порядок подтверждения оплаты проезда пассажира, а также детей, следующих с ним по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Согласно этому закону, регионы получили полномочия на установление суммы административного штрафа. При этом нормы КоАПа части 3 статьи 11.18 и части 2 статьи 11.19, которые регулировали этот порядок ранее и устанавливали штраф в 100 рублей, продолжают действовать и мешают вступить в полную силу новому законодательству. В связи с этим законопроект Минтранса предлагает признать их утратившими силу, устранить пробел и наконец наделить регионы полномочиями по введению мер ответственности за безбилетный проезд на автомобильном и городском наземном транспорте.

В пресс-службе Минтранса «Известиям» сообщили, что с момента принятия КоАПа в 1999 году к административной ответственности по статьям 11.18 и 11.19 КоАПа никого не привлекли, именно потому, что не был определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение таких дел.

проезд электричка
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

«Учитывая, что контроль оплаты проезда пассажиров и правил провоза ручной клади и багажа при перевозках в междугородном сообщении осуществляется при посадке пассажиров в автобус, Минтрансом России подготовлен законопроект, предусматривающий признание данной нормы утратившей силу», — пояснили в ведомстве.

Законопроект уже получил поддержку комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы. В его заключении (есть в распоряжении «Известий»), говорится, что при доработке инициативы ко второму чтению необходимо обсудить целесообразность признать утратившими силу не отдельные положения статей 11.18 и 11.19, а указанные статьи в полном объеме.

Риски завышения

Во фракциях парламента неоднозначно отнеслись к инициативе передать регионам полномочия по установлению ответственности за безбилетный проезд.

Мы уже наблюдаем это по штрафам за нарушения правил дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге. Наша фракция выступала тогда против этого и даже дошла до Конституционного суда. Однако суд тогда сказал, что федеральный законодатель может дать полномочия регионам по определению мер ответственности, — пояснил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

По его словам, есть и другие яркие примеры: ситуация с парковками — когда регионы получи полномочия устанавливать штрафы самостоятельно. В Москве они увеличились до 5 тыс. рублей и стали непомерными для социально незащищенных групп граждан, в том числе пенсионеров.

парковка москва плата
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Поэтому кажется, что в случае реализации этой инициативы начнется чехарда и появятся злоупотребления. Понятно, что эти штрафы будут источником для наполнения региональных бюджетов, а сами власти будут заинтересованы в том, чтобы наказывать граждан как можно серьезнее, — пояснил депутат.

Первый зампред комитета по экономической политике, член фракции КПРФ Николай Арефьев также считает, что в решениях регионов будут перекосы.

— Все хотят наказать граждан, и никто не наказывает транспортные компании, когда они оказывают услуги несоответствующего качества, — пояснил депутат, считающий, что КПРФ может эту инициативу не поддержать.

Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов не против законопроекта, но считает, что необходим контроль за его исполнением.

Мне кажется, что регионы в состоянии справиться с возложенной на них задачей. Ничего плохого я в этом не вижу и полагаю, что инициативу можно поддержать, — отметил он.

билет проезд
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Во фракции «Единой России» от комментариев воздержались.

Политтехнолог Константин Калачев считает, что риски завышения регионами штрафов, безусловно, существуют. Он напомнил, что в Москве за безбилетный проезд придется заплатить 1 тыс. рублей. Эксперт считает целесообразным сделать это наказание единым для всех субъектов России.

Читайте также
Прямой эфир