Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Билетная школа: проезд детей до 16 лет предлагают сделать бесплатным

Такой законопроект будет внесен в ближайшее время в Госдуму
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В городском общественном транспорте предлагают ввести единые бесплатные проездные для детей до 16 лет. Как выяснили «Известия», такую законодательную инициативу намерен внести в Госдуму зампред комитета по образованию Максим Зайцев. Он объясняет ее тем, что в начале года парламент принял закон, запретивший высаживать из общественного транспорта безбилетных пассажиров, которым не исполнилось 16 лет. В большинстве фракций Госдумы готовы инициативу поддержать, называя ее логичной. Но эксперты оценивают идею неоднозначно: одни называют ее логичной, другие — популистской.

Логичная мера

По информации «Известий», в Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект «О внесении изменений в статьи 2 и 20 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Документом предлагается прописать нормы, согласно которым перевозка пассажиров в возрасте от 7 до 16 лет должна будет осуществляться по бесплатному единому проездному документу с правом на совершение неограниченного количества поездок.

Исходя из 21-й статьи закона, бесплатный проезд в городском и пригородном сообщении гарантируется только детям до 7 лет. «Вместе с тем, согласно внесенным (в этот закон в феврале. — «Известия») изменениям, лицо, не достигшее возраста 16 лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица, не может быть высажено из транспортного средства, даже если не оплатило проезд или отказалось от этого», — говорится в пояснительной записке к документу.

Также в ней отмечается, что сегодня в российских регионах действуют различные льготы для школьников, в том числе ученические проездные, социальные карты, предоставляющие скидки на поездки в городском общественном транспорте. Однако отсутствие специальных документов, подтверждающих право льготного проезда, вынуждает родителей школьников оплачивать транспорт детям в полном размере.

«Учитывая, что теперь федеральным законом фактически допускается ситуация проезда лица, не достигшего возраста 16 лет, без оплаты, то настоящим законопроектом предлагается установить, что перевозка пассажиров в возрасте от 7 до 16 лет осуществляется по бесплатному единому проездному», — отмечается тексте документа.

Как рассказал «Известиям» его автор, зампред комитета Госдумы по образованию Максим Зайцев, принятие законопроекта позволит избежать создавшейся коллизии, при которой детям до 16 лет фактически уже разрешен бесплатный проезд.

— Сейчас в Госдуму внесен законопроект о штрафах для кондукторов, которые высаживают детей, однако было бы правильно полностью освободить школьников от оплаты проезда. Но для того чтобы ребенок мог доказать, что ему меньше 16 лет, предлагается ввести понятие единого бесплатного проездного для всех регионов России, — пояснил парламентарий.

Он предлагает, чтобы форма, реквизиты, порядок выпуска и выдачи бесплатных единых проездных документов устанавливались правительством, а выпадающие доходы транспортных предприятий компенсировались федеральным бюджетом. На вопрос, есть ли деньги на эти цели, в Минфине оперативно «Известиям» не ответили.

В большинстве фракций Госдумы отнеслись к инициативе положительно.

— Это логично: если детей высаживать нельзя, значит, они могут ехать бесплатно. Если говорить о затратах, то они сопоставимы с возможностями бюджета. На эти цели можно выделить адресные субвенции, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

— Я бы проголосовал за такой законопроект двумя руками. В советское время дети ездили без всяких проездных билетов. Транспортные компании и так неплохо зарабатывают на перевозках. Кстати, детей в транспорте ездит не так много, поэтому эту сумму можно и не компенсировать, — пояснил «Известиям» первый зампред комитета по экономической политике, член КПРФ Николай Арефьев.

— Это было предложение нашей фракции. Логично, чтобы был бесплатный единый проездной, учитывая, что у нас сегодня безбилетников без сопровождения взрослых запрещено высаживать, — отметил в разговоре с «Известиями» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

В «Единой России» обещали дать оценку законопроекту, когда он будет внесен в Госдуму.

Провоцирующие нормы

Принятый закон, запрещающий высаживать из транспорта детей без билетов, — это какая-то полумера, причем провоцирующая на нарушения, заявил «Известиям» глава политической экспертной группы Константин Калачев.

— То есть сейчас за проезд нужно платить, но можно этого и не делать. Ребенок будет понимать, что он нарушил закон, не заплатил и ему за это ничего не будет, — добавил он.

По его словам, если власть хочет показать заботу о детях, то проще сделать проезд бесплатным.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин, напротив, отнесся к инициативе критически.

— Это абсолютный популизм, так называемые безадресные льготы, потому что разумная система социальной поддержки работает не по признаку возраста или вида деятельности, а основана на нуждаемости конкретных семей. В сотнях тысяч благополучных семей родители смогут заплатить за проезд своего ребенка, — считает эксперт, убежденный, что принимать эту инициативу не нужно.

В каждом регионе своя стоимость такого билета. Сегодня проездной на месяц в городском транспорте в Москве обходится школьникам в 270 рублей, в Санкт-Петербурге в 575 рублей, в Казани в 320 рублей, во Владивостоке в 515 рублей, в Туле в 350. А вот, например, в Калининграде проездные для школьников и вовсе были отменены еще 2019 году. Как объяснили тогда местные власти, это связано с большими убытками, которые несли муниципальные предприятия. По их расчетам, в месяц эта сумма доходила до 850 тыс. рублей, а в год до 10 млн.

Читайте также
Прямой эфир