Призрак Маренго: как любимый конь императора поссорил французов
Грандиозный скандал спровоцировал лошадиный скелет, подвешенный прямо над гробницей Наполеона в Доме инвалидов в Париже. Эту инсталляцию акционисту Паскалю Коверу заказал парижский Музей армии для выставки «Наполеон? Еще!» (Napoleon? Encore!), посвященной 200-летию со дня смерти императора. «Известия» выяснили, чем любимый конь императора так расстроил французов.
В экспозиции, которая должна открыться 7 мая, представлены работы 30 авангардистов из разных стран, включая россиянина Павла Пепперштейна. Их произведения размещены непосредственно в Музее армии, тогда как скелет парит в крипте над саркофагом в Доме инвалидов, в котором покоятся императорские останки.
Автор назвал свой проект Memento Marengo — «Помни о Маренго» — итальянском местечке, в котором 14 июня 1800 года тогдашний консул Франции Бонапарт разгромил австрийскую армию. В честь этой победы император назвал Маренго своего верного коня, скелет которого вместе с другими трофеями находится в Национальном музее армии в британской столице.
15 лет спустя Наполеон потерпел поражение при Ватерлоо, а его верный конь попал в плен к англичанам. Бритты отнеслись к нему как к ценному трофею и переправили добычу в Англию. После смерти Маренго его кости выставили в лондонском музее в назидание потомкам.
Паскаль Ковер вспомнил о скелете после того, как получил от парижского Музея армии карт-бланш на инсталляцию к памятной дате 5 мая 2021 года. Первоначально акционист собирался использовать оригинал, но тот оказался слишком хрупким и мог развалиться по пути через Ла-Манш. Кроме того, транспортировку усложняли новые нормы, связанные с Brexit и COVID. Поэтому автору пришлось внести коррективы в изначальный замысел, а Музею армии — согласиться на 3D-копию.
Первым, увидев экспонат еще до вернисажа, пришел в ужас правый депутат Национального собрания Жан-Луи Тьерио: «Что за безумная идея! Давайте чтить некрополи, в которых покоятся наши славные полководцы. Дом инвалидов — не музей для инсталляций, а военный мемориал». Депутат отправил письмо с протестом против «профанации» военному министру Флоранс Парли и потребовал объяснений.
В том же духе высказался президент Фонда Наполеона известный историк Тьерри Ленц. «Додуматься до того, что подвесить скелет над национальной святыней! Да они просто рехнулись!» — написал он в Twitter.
К негодующим примкнули высокие военные чины и именитые историки. Биографы утверждают, что в распоряжении Наполеона была целая конюшня и всех лошадей звали Маренго. Никто не знает, какой из коней в тот день был у Наполеона.
Иная точка зрения на Memento Marengo у потомка Наполеона, писателя Шарля Бонапарта, с которым организаторы выставки в Доме инвалидов не консультировались.
— То, что произведения современного искусства соединяются с историческими памятниками, меня ни в коей мере не шокирует, — подчеркнул он в беседе с «Известиями». — Я не против подобного подхода. Порой это может дать интересные результаты, как, например, в свое время работы Христо (американский художник болгарского происхождения, который, в частности, «упаковал» парижский Новый мост, обернув его тканью. — «Известия»). При условии, что такая инсталляция временная, к монументу относятся с полным респектом, а потом ему возвращают первоначальный облик. Никакой профанации в этом не вижу. Я толерантно отношусь к подобным новациям и понимаю, что у людей разные вкусы. Не знаю, что бы сказал сам Наполеон по поводу Memento Marengo, но он всегда очень интересовался искусством своего времени.
Оправдываясь, Паскаль Ковер попытался растолковать непосвященным смысл его месседжа: «Скелет призван напоминать человеку о бренности земного существования, о том, что всё суета сует. Это также оммаж верному Маренго, который служил полководцу во многих баталиях. Животное помогает лучше понять Наполеона-человека. Наконец, еще с античных времен существовал ритуал, согласно которому военных героев хоронили с их оружием и доспехами, а иногда даже с конями».
Чтобы как-то успокоить страсти, Музей армии готов пойти навстречу недовольной общественности. Он пообещал 5 мая в годовщину смерти Наполеона во время мессы демонтировать на несколько часов инсталляцию, а потом вернуть ее обратно. Противникам «плясок на костях» этого мало.