«Испанский час» для «Лоэнгрина»: Большой театр объявил планы на сезон
Мистический «Лоэнгрин» и трагическая «Хованщина». Темпераментная «Маддалена» и полифоническое «Искусство фуги». А также выступления Пласидо Доминго, Анны Нетребко, Эльдара Абдрзакова и «Тоска» в память Галины Вишневской. «Известия» оценили планы Большого театра на 246-й сезон.
График премьер
Оперная труппа покажет первую премьеру сезона 3 ноября. Это будет «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта в постановке петербургского режссера Семена Спивака, сообщил на встрече с журналистами музыкальный руководитель театра Туган Сохиев. 24 февраля зрителей ожидает мистическая драма «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, которую поставит француз Франсуа Жерар. Это второй совместный проект Большого театра с Метрополитен-опера. Первый — «Саломея» — с успехом прошел в этом феврале. По словам Тугана Сохиева, «Лоэнгрин» видится ему «колоссальной работой». В июне любителей оперы ожидает премьера «Хованщины» Модеста Мусоргского. Шедевр отечественной музыки, повествующий о восстании стрельцов и их трагической участи, предстанет в прочтении британского режиссера, большого любителя русской культуры и истории Саймона Макберни. Для любителей бельканто Роман Феодори (режиссер) и Антон Гришанин (дирижер) поставят «Линду де Шамуни» Гаэтано Донцетти.
На Камерной сцене будут свои открытия, пообещал Туган Сохиев. Тем более что у нее теперь есть свой хор. Ранее, согласно заветам создателя Камерного театра Бориса Покровского, хористами были свободные от выступлений солисты. 14 октября певцы представят две одноактные оперы: «Маддалену» Сергея Прокофьева и «Испанский час» Мориса Равеля. При всем различии музыкального языка их объединяют южный темперамент и лирическая тематика. Постановщик — хорошо зарекомендовавший себя Владиславс Наставшевс. За пульт встанет Алексей Верещагин.
Главное — создать для Камерной сцены свой особый репертуар, считает музрук, при этом она не должна конкурировать с Новой и Исторической — у нее свои задачи. Например, представлять зрителю незаслуженно забытые оперы — в этом сезоне запланирована премьера «Фальстафа» Антонио Сальери. Поклонникам грандиозного «Фальстафа» Верди будет любопытно ознакомиться с этим изящным сочинением.
Событие концертного абонемента — юбилейное исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. В 2022 году произведению, ставшему символом стойкости и мужества ленинградцев, исполнится 80 лет. Большой театр одним из первых отпразднует эту дату. В юбилейном списке сезона также торжественные мероприятия, посвященные Маквале Касрашвили и 95-летию со дня рождения Галины Вишневской: в память примадонны будет исполнена «Тоска», одна из любимых ее опер.
Балет представит первую премьеру 1 декабря. Над спектаклем «Мастер и Маргарита» работает Эдвард Клюг. Спектакль полновечерний, масштабный, специально сочиненный для Большого театра. Худрук балетной труппы Махар Вазиев заметил, что, поскольку создание эксклюзивных постановок должно быть в приоритете, с Алексеем Ратманским, ныне работающем в США, тоже велись переговоры на этот счет и они увенчались успехом. Хореограф, известный даром проникновения в сложные музыкальные конструкции, поставит для ГАБТа «Искусство фуги» на музыку одноименного произведения Иоганна Себастиана Баха.
С поправками на пандемию
В этом сезоне, надеется худрук, возможно, реализуются давно задуманные, но не осуществленные из-за пандемии планы. В частности, будет поставлена «тройчатка» (так на балетном сленге называется вечер из трех одноактных балетов) российских хореографов. Предполагалось, что это будут Антон Пимонов, Вячеслав Самодуров и Артемий Беляков, однако время внесло коррективы: возможно, состав изменится, но это точно будут наши авторы.
Гастрольные планы во время пандемии не верстаются, но, как и раньше, есть задумки приглашать в Москву звездных исполнителей. В предстоящем сезоне зрители Большого театра услышат и увидят Пласидо Доминго, Анну Нетребко, Юсифа Эйвазова, Эльдара Абдрзакова.
— Нет худа без добра, — заявил «Известиям» гендиректор театра Владимир Урин. — То, что случилась пандемия и большинство театров закрыто, дает этим звездам возможность чаще петь в России. Мы пользуемся этим со страшной силой и далее будем пользоваться. Что они будут петь? Как только договоренности по конкретным спектаклям станут реальностью, мы тут же поставим вас в известность.
По словам гендиректора, громадный проект театр затеял с Пласидо Доминго. В этом сезоне он еще выступит в «Травиате». И в следующем будет петь в спектаклях, дирижировать, даст ряд гала-концертов, причем один из них с российскими коллегами.
Между тем 245-й сезон проолжается, и на его финал намечено несколько премьер. Все они, надеется гендиректор, состоятся. Правда, определенные опасения вызывает постановка оперы Генделя «Ариодант», намеченная на июнь. Большая часть постановочной группы там — англичане, а это значит, что придется принимать дополнительные меры предосторожности в виде обязательного карантина.
Не радует пока и ситуация с зарубежными гастролями. Все они отменены вплоть до марта 2022 года. Да и после этой даты, по словам гендиректора, могут быть сложности. Ведь большая часть труппы будет привита отечественными вакцинами, а признают ли их к тому времени на Западе, Владимир Урин не уверен. Впрочем, главное, считает он, продолжать давать спектакли, пусть и с ограничениями по заполняемости зрительного зала. Это гарантия сохранения профессионализма и труппы.