Хватит бить: наказание за домашнее насилие ужесточат в течение полугода
Поправки в УК об ужесточении наказания за домашнее насилие внесут в Госдуму в течение шести месяцев. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Минюста, отметив, что решение Конституционного суда (КС) будет выполнено, поскольку обязательно для всех органов власти. В профильном комитете Госдумы «Известиям» сказали, что не ждут от правительства новых норм до конца весенней сессии. Во фракциях отнеслись к новым поправкам неоднозначно. Эксперты допускают, что предлагаемые изменения могут не понравиться россиянам.
Не по Конституции
Как сообщили «Известиям» в Минюсте, поправки в ст. 116.1 Уголовного кодекса «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию» будут внесены в Госдуму в течение полугода. В ведомстве пояснили, что новые нормы правительство обязал разработать Конституционный суд, который 8 апреля рассмотрел жалобу жительницы Оренбургской области Людмилы Саковой. Женщину систематически избивал проживавший с ней брат. Однако по действующей статье УК он фактически оставался безнаказанным.
Статья предусматривает штраф в размере 40 тыс. рублей, или в размере зарплаты, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо до 240 часов обязательных работ, до шести месяцев исправительных, либо арест до трех месяцев. Но КС признал ст. 116.1 УК РФ несоответствующей Конституции.
«Она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость», — говорится в постановлении КС.
До внесения изменений в УК РФ действующая редакция ст. 116.1 остается в силе.
В Минюсте напомнили, что по закону проект нового федерального конституционного документа вносится в Госдуму не позднее шести месяцев после опубликования постановления КС, если иной срок не установлен. При этом в ведомстве подчеркнули, что решения КС обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Как сообщили «Известиям» в профильном комитете Госдумы по госстроительству и законодательству, новые нормы вряд ли будут разработаны и внесены правительством до конца весенней сессии, которая завершится уже 24 июня.
— Это очевидно. Мы рассмотреть этот законопроект не успеем. Это придется делать новому, восьмому созыву парламента, после выборов в Госдуму, которые пройдут в сентябре, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Михаил Емельянов.
Он считает, что Госдума не зря приняла в 2017 году закон, который переводит побои, нанесенные близким родственникам, из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые, а также если речь идет не о серьезном причинении вреда здоровью, а синяках и ссадинах.
— У нас было множество обращений от женщин, которые просили не наказывать их мужей, так как они уже с ними помирились. Таких случаев было очень много. Поэтому мы пошли на эти изменения. Считаю, что это больше вопрос морали, — пояснил парламентарий.
По его словам, не совсем правильно давать большой срок, если преступление совершается впервые. Именно поэтому в настоящее время виновный в нанесении таких побоев сначала привлекается к административной ответственности, а затем, в случае повторного избиения родственника, к уголовной по ст. 116.1 УК РФ.
И жены мужей бьют
Во фракциях Госдумы к новым нормам отнеслись неоднозначно.
— Вопрос домашнего насилия очень острый. Эта тема давно обсуждается, и есть разные мнения. Есть сторонники, которые предлагают серьезное ужесточение наказания и введение дополнительных мер в качестве профилактики. Есть критики, которые говорят о том, что эти нормы будут разрушать семью, — пояснил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
По его словам, лично его мнение, домашнее насилие недопустимо в принципе. Но сегодня есть проблема правоприменительной практики, когда органы отказываются реагировать на жалобы потерпевших. Поэтому все узнают об этих инцидентах, когда они доходят до СМИ — порой в результате трагического исхода.
— Поэтому само по себе ужесточение, на мой взгляд, ничего не изменит. Учитывая полярные позиции, тут нужно садиться за стол переговоров и без обвинений выйти на компромиссное решение. Тут должна быть и профилактика, и работа психологов, и социальная реклама, — пояснил парламентарий.
Притом он отметил, что перегибы в новых нормах могут стать инструментом манипуляций, что может привести к страху заводить семью или шантажу.
— Никакого ужесточения этих норм не требуется. Все эти драки и разборки, на мой взгляд, случаются из-за низкого уровня жизни населения. Если это изменить, то насилия будет меньше. Наказаниями не воспитаешь и побои не искоренишь, не случайно есть мнение, что наша исправительная система еще никого не исправила, — заявил «Известиям» депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев.
По его словам, в последнее время «ужесточения» в российском законодательстве доходят до небывалых высот и не всегда обоснованно. Если бы домашнее насилие было бы массовым, тогда такой законопроект был бы нужен, а пока речь идет о единичных случаях, отметил парламентарий.
В «Единой России» и «Справедливой России» обещали сформировать свое мнение, после того как законопроект будет внесен в Госдуму и партии с ним ознакомятся.
Политтехнолог Константин Калачев считает, что новые нормы будут поддержаны не всеми россиянами, менталитет которых в основном соответствует пословице «бьет — значит любит». По его мнению, сегодня у граждан нет сформированного запроса на эти нормы. Кроме того, перевод наказания за это в более серьезную уголовную плоскость может стать поводом для манипуляций в семейных отношениях. При желании одного из супругов можно будет подвести под уголовное дело. При этом лично ему известны случаи такого насилия, а также факты избиения мужей женами. Поэтому он считает, что наказание такое должно быть неотвратимым.
Слова политтехнолога подтверждает законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия», который в прошлом году был размещен на сайте верхней палаты для обсуждения и набрал немало отрицательных отзывов и вызвал неоднозначную реакцию общества.