Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«В ближайшие годы заработает первый беспилотный маршрут для морских судов»
2021-04-19 13:00:17">
2021-04-19 13:00:17
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ближайшие годы в России может заработать беспилотный маршрут для морских судов. Об этом в интервью «Известиям» рассказал специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Он также поделился, что через 8–10 лет будет создана надежная система гибридного образования, которое представляет собой сочетание традиционной модели обучения и дистанционной. Кроме того, Дмитрий Песков рассказал о возможностях для создания ковид-паспортов, борьбе с утечками данных и обеспечении скоростным интернетом всех жителей России.

Сейчас началась предустановка отечественного ПО на смартфоны. С вашей точки зрения, этот кейс можно назвать успешным и завершенным?

Мне кажется, для большинства людей особенно ничего не поменялось. Я знаю, что было несколько случаев, когда производитель поставил приложение «Яндекса», которое невозможно было удалить. Потом компания заявила, что против такой насильственной установки и просит все-таки сделать это ПО удаляемым. Такая политика очень разумна. Если конечный пользователь захочет, то удалит программы. Но кто-то попробует, оставит, начнет ими пользоваться. В итоге доля качественных отечественных приложений на российском рынке вырастет, зарубежные компании немного проиграют. Надеюсь, что доля «Яндекса» в поиске увеличится, а доля Google снизится. Но об успехе или неуспехе кейса судить пока рано. Главное, что его внедрение проходит спокойно, без особенных волнений.

приложение Яндекс на смартфоне
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— С вашей точки зрения, стоит ли ввести «вакцинные паспорта» в России?

— У нас уже сегодня на портале госуслуг в личном кабинете у каждого гражданина сохраняются сведения о вакцинации. Соответственно, если у вас есть эти данные, то вы можете предоставить их на английском языке при пересечении границы с другими странами. Значит, некий функционал, который можно назвать ковид-паспортами, уже существует. Кроме того, после прививки человек получает сертификат о вакцинации. Как только будет достигнуто соглашение на межправительственном уровне о том, что при въезде в другую страну эти данные верифицируются, то они будут приниматься примерно так же, как водительские права. Как мы знаем, международные водительские права — это удобно.

— Пандемия наглядно показала необходимость развития цифровых технологий. Когда они будут доступны в любом уголке страны?

— В рамках национальных проектов мы тянем кабельную связь и оптоволокно, оно доходит уже и до небольших поселков, до школ, до фельдшерско-акушерских пунктов. У нас очень быстро растет и охват территорий сотовой связью с технологиями передачи данных. Но, разумеется, ряд территорий пока «не на связи». По оценкам «Почты России», это до 32 млн человек. Но в ближайшие несколько лет они получат доступ к быстрому интернету. И для нас принципиально важно, чтобы этот доступ сопровождался возможностями быстрой доставки товаров и транспортировки. Однако точку в транспортной связанности существующие наземные технологии поставить не смогут никогда, поэтому для нас принципиально важно резко нарастить спутниковую группировку. И такие проекты, как «Сфера», «Небо», как раз решают эту задачу. Кстати, важно успеть выполнить эти проекты, пока места в космосе еще достаточно. Использовать зарубежные спутники опасно — не хочется, чтобы кто-то в другой стране решал, какой населенный пункт можно отключить от связи или снизить скорость интернета. Для отдаленных территорий должен быть быстрый, дешевый и стабильный интернет из космоса. Тогда задача цифровой связанности страны будет окончательно выполнена.

Беспилотный пассажирский электробус Ш.А.Т.Л. в Казани

Беспилотный пассажирский электробус Ш.А.Т.Л. в Казани

Фото: ТАСС/Егор Алеев

— Спутники решат задачу связи. А что решит задачу быстрой доставки и транспортировки?

— В первую очередь это связано с использованием беспилотников в трех сферах — в воздухе, на воде и на земле. Наши технологические разработки дошли до стадии, когда они начинают превращаться в серьезные экономические и логистические системы. Мы займемся этим в рамках интенсива «Архипелаг-2021». Мы приглашаем команды, которые могут заняться реализацией проектов в самых разных областях технологий. В частности, они станут проектировать развитие первой в России беспилотной трассы для коммерческих транспортных грузовиков. Часть ее пройдет по маршруту Москва–Санкт-Петербург, но потом трасса будет продолжена.

— Какие еще есть неиспользованные возможности транспортной логистики?

В ближайшие годы уже постоянно должен заработать первый беспилотный маршрут для морских судов. В прошлом году был проведен эксперимент, в рамках которого системы управления ставились на самые разные действующие корабли. Они ходили по самым разным маршрутам — в Северном Ледовитом океане, в Черном и Азовском морях. Скоро появится постоянный маршрут, по которому регулярно будут ходить суда в беспилотном режиме. Один из возможных путей — это Санкт-Петербург–Калининград. Но финальное решение пока не принято. Это могут быть и дальневосточные трассы. Нужно ввести в транспортную эксплуатацию реки — у нас огромный потенциал в виде речной логистики.

— Землю и воду мы обсудили. Как насчет воздуха?

Летающие беспилотники у нас выходят уже в опытную эксплуатацию. Первые публичные попытки использовать дроны для доставки в большинстве случаев вызвали смех у общественности. Однако компании и разработчики делают выводы, в закрытом режиме у нас уже было множество экспериментов по воздушной доставке. Я думаю, что у нас в стране тоже в ближайшие несколько лет появится несколько десятков маршрутов, связанных именно с беспилотной доставкой транспортных грузов. Это все задачи, выполнение которых сформирует принципиально другой облик транспортной системы страны.

подключение к интернету
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Сейчас в России развивается тема суверенного Рунета. Чем обусловлена активность в этом направлении?

— Развитые страны мира сейчас реализуют сценарий, который называется островизацией. Они начинают распространять суверенитет на цифровое пространство, выстраивают свои информационные инфраструктуры. Суверенитет данных становится необходимым элементом любого государства, так же как свои армия, таможня, национальная валюта и всё остальное.

— В плане развития суверенного интернета мы идем по пути Китая?

— Наше государство, конечно, учитывает мировой опыт, но наши меры, я считаю, намного мягче. Идет поиск баланса и приемлемых для нас моделей между американскими, европейскими и китайскими подходами. Но сам сценарий «островизации» неизбежен хотя бы для того, чтобы беспилотные автомобили в будущем ехали в нужную нам сторону, а не в ту сторону, которую им указали неизвестные лица. И уж совершенно точно другие страны не должны иметь доступ ни к управлению, ни к информации о том, что входит в критическую инфраструктуру. Например, к атомным энергетическим установкам.

— Есть ли план решения проблем с утечками данных?

Надо сделать так, чтобы данные принадлежали человеку и он имел над ними контроль. Сделать это сразу во всех отраслях нельзя. Мы предлагаем изучить этот вопрос на автомобильной индустрии. Сейчас идет проект закона об автомобильных данных, в котором предполагается, что у владельцев машин есть соответствующие интерфейсы на их телефонах, где они видят, какие данные генерируются их автомобилем, получают над ними контроль и решают, что им с ними делать. Если говорить об общих чертах решения проблем информационной безопасности, можно отметить следующее. Государство должно определить общие правила, по которым оно само, гражданин и коммерческие компании обмениваются данными. Какие данные их владелец не может передавать никому, а какими человек распоряжается свободно и даже может их продавать. Также следует определиться с информацией, которую государство имеет право использовать без ведома человека. Коммерческие компании, безусловно, иметь свободного доступа к данным пользователя не должны. Сейчас такого рода правил в России не существует. Мы живем в период цифровой анархии.

кибербезопасность
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Нельзя не вспомнить тот хаос, который творился во время вынужденного перехода на удаленное обучение школьников. Будет ли создана качественная система дистанционного образования?

— Есть надежда, что Министерство просвещения вскоре покажет нам надежную систему гибридного образования (сочетание обычного и дистанционного), которую они создают вместе с издательством «Просвещение», с компанией Mail.ru и Ростелекомом. Однако чтобы выросла полноценная система дополнения обычного обучения дистанционным, понадобится не меньше 8–10 лет.

Читайте также