Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Это не игра: в Китае разоблачили сеть разработчиков ПО для читеров
2021-04-06 17:50:35">
2021-04-06 17:50:35
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правоохранительные органы Китая отчитались об успешном проведении крупнейшей в мире операции по борьбе с создателями нелегального программного обеспечения для читеров — геймеров, которые получают преимущество в игре жульническим путем. У синдиката, который зарабатывал десятки миллионов долларов в год, изъято имущество на $46 млн. В отличие от многих других стран, в Китае членам преступной организации, занимавшейся помощью виртуальным мошенникам, грозят реальные сроки. Подробности — в материале «Известий».

Самонаводящееся оружие, неиссякаемый запас боеприпасов, способность «видеть» противников сквозь стены... Эти и другие «суперспособности» для геймеров поставляла работавшая из Китая организованная преступная сеть, занимавшаяся разработкой и продажей мошеннического программного обеспечения. На днях ее деятельность пресекли правоохранительные органы КНР при поддержке корпорации Tencent, которая в том числе производит компьютерные игры. Эта же компания в 2018 году помогла полиции поймать около 120 игроков, которые использовали читерские приложения для игры PlayerUnknown’s Battlegrounds.

Game over

Операция проводилась на территории уезда Куньшань. По ее результатам правоохранители арестовали имущество на сумму $46 млн, в том числе целый парк люксовых спортивных автомобилей. Оборот компании в полиции оценили в $76 млн. Эти средства производители ПО для любителей смухлевать в таких компьютерных играх, как Call of Duty и получали за счет разовой продажи и подписки на мошеннический софт — его стоимость составляла от $10 в сутки до $200 в месяц. Покупали нелегальную продукцию геймеры в сотнях регионов Китая и десятках других стран. В полиции уточнили, что по делу арестованы 10 человек, а также уничтожены почти два десятка жульнических программных продуктов.

Интерес к подобному ПО огромен — та же Tencent в сентябре прошлого года оценивала китайский сегмент данного черного рынка в $293 млн. Помогла популяризации читерских программ пандемия коронавируса — объем продаж в Китае за последний год подскочил на 22%. Рынок КНР в целом крайне привлекателен для производителей нелегальных продуктов для геймеров, которые готовы двигаться к победе, обманывая других игроков — в прошлом году в КНР насчитывалось 665 млн любителей компьютерных игр.

китай
Фото: Global Look Press/Xinhua/Wang Tao

Победителей судят

В Китае задержанных ждет потенциально весьма серьезное уголовное наказание. По местным законам даже для самих читеров предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Лицам, причастным к разработке и продаже мошеннических игровых программ, грозит еще более суровое наказание, пишет портал Gizmodo, уточняя, что в США, например, за подобные правонарушения предусмотрена лишь гражданская ответственность. Найти свидетельства применения в России практики применения норм административного и тем более уголовного характера против читеров или разработчиков мошеннического софта «Известиям» не удалось.

Конечно, попавшимся на жульничестве игрокам грозит бан в игре с закрытием аккаунта и потерей всех заработанных призов и достижений. Впрочем, далеко не всех это останавливает, да и заново прокачать своего персонажа с нового аккаунта — вопрос скорее желания и времени.

Готовность издателей игр к ликвидации аккаунтов игроков-читеров и сотрудничеству с правоохранительными органами легко объясняется: для них это борьба с потерей дохода. Согласно опросу, проведенному компанией Irdeto в шести странах (Китай, Япония, Южная Корея, Германия, Великобритания и США), от половины до 86% участников многопользовательских онлайн-игр готовы отказаться от участия в них, если придут к выводу о том, что соревноваться им приходится с нечестными соперниками. Подозрения относительно присутствия в игре читеров также снижает готовность к донатам — приобретению игровых предметов или навыков за реальные деньги.

На помощь в борьбе с читерами издатели игр призывают и профессионалов со стороны — хакеров, которые помогут им выявить уязвимости в их системах противодействия мошенникам. В прошлом году, например, компания Riot Games предложила за такую помощь вознаграждение в размере до $100 тыс. — желающим предлагалось указать на «дыры» в системе Vanguard, при помощи которой от читеров защищается тактический шутер Valorant. Другие издатели тоже готовы материально поддержать пришедших им на помощь хакеров — так, у Nintendo максимальный размер компенсации составлял $20 тыс., а у Rockstar Games — до $10 тыс., писал Reuters.

В некоторых случаях издатели обращаются за защитой своих прав в суды. Так, в январе этого года создавшая Valorant компания Riot Games и студия Bungie (разработчик многопользовательского шутера Destiny 2) подали иск против компании с говорящим названием GatorCheats. По оценке истцов, деятельность этого производителя мошеннического ПО лишила их миллионных заработков, отмечает PC Gamer.

соревнование
Фото: Getty Images/Bloomberg/Patrick T. Fallon

Игра без правил

Иногда к обману геймеры прибегают в расчете на победу в состязаниях или турнирах с денежными — и весьма щедрыми — призами. Впрочем, организаторы таких соревнований стараются внимательно следить за тем, чтобы участники не жульничали. Читеров в случае их выявления, естественно, ждет исключение из числа игроков и лишение всех полученных бонусов и наград. Идут разработчики и на довольно креативные шаги для наказания обманщиков — в Fall Guys, например, их персонажей отправляли на остров Cheater Island, где им приходилось сражаться друг против друга, а в GTA online на голову персонажа читера «надевали» колпак с надписью Dunce (в переводе — «тупица» или «остолоп»).

Материальный интерес — далеко не единственное соображение, которым руководствуются игровые жулики. «Основная мотивация использовать читы — это самоутверждение игроков. Им просто нравится побеждать, пусть и нечестно. И за это люди готовы платить», — рассказала заместитель главного редактора портала PLAYER ONE Наталья Одинцова. По ее словам, «на турнирах с денежными призами проверка на читы максимально строгая, поэтому здесь они не помогут». «Теоретически можно с помощью читов прокачать аккаунт в игре (условно говоря, нечестно получить какое-то виртуальное имущество, вроде редкого дракона) и продать его, но такая продажа тоже нелегальна и пресекается авторами игры. А вот победить в нескольких матчах с помощью читов вполне реально, — уточнила Одинцова в беседе с «Известиями». — Большинство читеров отслеживаются специальными программами (например, EasyAntiCheat), встроенными в игры, и их аккаунт в игре рано или поздно блокируется. Но они могут создать новый и попробовать поиграть нечестно еще раз, пока снова не заблокируют».

Даже размах преступной деятельности организации, членов которой арестовали в Китае, и сумма изъятых активов не позволяют в полной мере судить о масштабах данного вида нелегальной деятельности. «Эта история свидетельствует о том, насколько привлекательно стало ремесло хакеров, создающих читерские продукты, — отмечает BBC News. — То, что когда-то было кустарным промыслом для компьютерных взломщиков, обнаруживавших пробелы в игровых кодах, превратилось в обширный криминальный бизнес».

читеры
Фото: Depositphotos

Как напоминает аналитик компании Kantan Games Серкан Тото, на протяжении очень длительного времени создатели читерского ПО действовали безнаказанно. «Они крайне профессиональны. Если посмотреть на некоторые предложения на их сайтах, то там есть покупательские корзины, прайс-листы и службы поддержки клиентов, — сказал специалист в беседе с CBS News. — Часть таких компаний зарабатывает миллионы ежемесячно. Масштаб их деятельности в ряде случаев просто невероятен — как и прибыли».

«Похоже на героиновых наркоманов»

На нарушение виртуальных игровых правил, а иногда и вполне реальных юридических норм геймеров может толкать зависимость, считает клинический психолог Михаил Хорс. «По сути такая зависимость — это ситуация, когда люди страдают, не добиваясь в игре каких-то результатов, а на определенном этапе — оставшись вообще без возможности играть. Это полный аналог ломки, которая случается у наркоманов», — отметил он в разговоре с «Известиями».

Кроме того, как и у людей, зависимых от азартных игр, у геймеров возникают «ситуации, когда они теряют слишком многое, и единственная возможность, которую они видят — это отыграться». «Именно отыграться, а не заработать — ведь на это нужны годы. Поэтому люди берут кредиты, проигрывают еще, и чем больше они проигрывают, тем меньше они видят возможностей для своей финансовой реабилитации, — говорит Хорс. — У геймеров — та же история, они тратят на это массу своего времени, а иногда и денег, вбухивая их в покупку волшебных мечей или специальных патронов».

По мнению эксперта, в такой ситуации попавшие в зависимость от игрового процесса люди будут «действовать не ради достижения какой-то цели, а для того, чтобы убежать от боли». «Очень похоже на героиновых наркоманов, которые идут добывать наркотик, понимая, что их могут посадить, — считает психолог. — Но наказание грозит только где-то в будущем и то не наверняка, а страдание они испытывают сейчас, и оно реально».