При полном препарате: как РФ поможет бедным странам в борьбе с COVID
Россия готова подключиться к глобальному механизму распределения вакцин COVAX. Как рассказал «Известиям» постпред РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов, сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы включить российскую вакцину «Спутник V» в портфель этого инструмента. Для этого ей надо получить сертификацию ВОЗ. При этом сама Россия закупать препараты через COVAX не планирует, поскольку может обеспечить вакциной своих граждан самостоятельно. Глобальный механизм уже зарезервировал 3 млрд доз и планирует расширить портфель. Однако при всей своей амбициозности он пока действует не так эффективно, как хотелось бы: к началу апреля 74 участника COVAX получили лишь 33 млн доз.
Дело за ВОЗ
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который занимается продвижением «Спутник V», прорабатывает вопрос о включении препарата в портфель вакцин глобального инструмента распределения COVAX, рассказал «Известиям» постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов. В РФПИ на вопрос «Известий», сколько доз и в какие сроки в рамках COVAX была бы готова выделить российская сторона, не ответили.
— Россия поддерживает многосторонние усилия по борьбе с пандемией. Признаем важную роль COVAX как одного из ключевых международных каналов для поставок вакцин против COVID-19, в первую очередь, в развивающиеся страны с ослабленными системами здравоохранения, — отметил в беседе с «Известиями» Геннадий Гатилов. — Россия не планировала закупать вакцины через COVAX. Наша страна, как хорошо известно, в состоянии самостоятельно обеспечить потребности граждан в эффективных и безопасных вакцинах против COVID-19. Кроме того, нам бы не хотелось отвлекать ресурсы COVAX от содействия бедным странам, которые остро нуждаются в международной поддержке.
Глобальная инициатива COVAX создана с подачи Евросоюза и направлена на то, чтобы у всех стран в мире был равный доступ к вакцинам от коронавируса. В рамках механизма над этим работают такие организации, как Коалиция за инновации в сфере эпидемической готовности (CEPI) и Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (Gavi). Деятельность COVAX координирует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Главные получатели — развивающиеся страны. Как пояснили «Известиям» в ВОЗ, на доступ к препаратам через этот механизм имеют право 92 государства с низким или средним уровнем дохода.
Чтобы стать частью портфолио COVAX, вакцины должны быть сертифицированы ВОЗ — их необходимо включить в перечень препаратов, рекомендованных для применения в условиях чрезвычайных ситуаций (Emergency Use Listing — EUL).
— Заявка на включение в список EUL «Спутника V» направлена в ВОЗ и находится на рассмотрении. Работа, насколько нам известно, продвигается. Надеемся в скором времени услышать хорошие новости, — отметил Геннадий Гатилов.
В Gavi, отвечая на вопрос «Известий», ведутся ли переговоры о подключении России с COVAX и как она присутствует в этом механизме на данный момент, четкого ответа не дали. Там лишь отметили: чтобы дозы вакцин были доступны как можно скорее в 2021 году, COVAX требуется как можно больше вариантов.
— Именно поэтому Gavi и его партнер по COVAX CEPI вкладываются в разнообразный активно управляемый портфель вакцин-кандидатов и контактируют со множеством производителей препаратов, — отметили в альянсе. — COVAX рассмотрит возможность закупки вакцин, дополняющих существующий портфель, у любого производителя в мире после того, как они получат одобрение строгого регулирующего органа или предварительную квалификацию ВОЗ.
3 млрд доз и ниже
На сегодня COVAX забронировала порядка 3 млрд доз вакцин у пяти производителей: AstraZeneca/Oxford (1,27 млрд), Novavax (1,1 млрд), Johnson & Johnson (500 млн), Sanofi/GSK (200 млн) и Pfizer-BioNTech (40 млн).
— COVAX договорился о доступе к миллиардам доз нескольких многообещающих препаратов, но цель состоит в том, чтобы включить в портфель больше вакцин и таким образом иметь больше инструментов для достижения быстрого и справедливого доступа к медикаментам, — отметили в Gavi. — Это потребует от мировых производителей и государств приверженности такому подходу и первоочередного внимания к поставкам в фонд. С учетом влияния пандемии на общественное здоровье, экономику, торговлю, передвижения, сообщества и отдельных людей опасности невыполнения этих правил для всего мира очевидны.
При этом в российском постпредстве обращают внимание на то, что при всей глобальности такого подхода COVAX не предназначена для вакцинации всех жителей планеты: поставки направлены на иммунизацию в лучшем случае 20% наиболее нуждающегося населения в каждой стране.
— На данный момент даже такая не слишком амбициозная задача не выглядит реализуемой, — отметил Геннадий Гатилов. — Всё больше стран начинают разочаровываться в COVAX. В работе механизма имеются сбои, связанные с тем, что производители препаратов, включенных в вакцинный портфель COVAX, не выполняют принятые на себя обязательства. Поэтому газетные заголовки несколько преувеличивают, подавая COVAX как «панацею» от пандемии.
Он пояснил, за чей счет идет распределение препаратов: 90 стран с низким уровнем дохода получат вакцины бесплатно, за счет доноров, остальные же государства участвуют в механизме на условиях самофинансирования и предоплаты.
Слова российского постпреда о том, что COVAX работает не так эффективно, как предполагалось, подтверждают реальные цифры. В декабре 2020 года ООН сообщала о том, что вакцинирование 20% населения каждой страны планируется завершить до конца 2021 года. Однако к началу апреля, по данным Gavi, 74 участникам механизма передали лишь 33 млн препаратов. В частности, на днях свои дозы от компании AstraZeneca получили Вьетнам и Белиз: 811 тыс. из запланированных 4,1 млн и 33,6 тыс. из 100,8 тыс. соответственно.