Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Подходы к дому

Инженер Станислав Митюшин — о том, как предотвратить взрывы газа в жилых зданиях
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последнее время участились случаи взрывов бытового газа в жилых домах. Только за первые три месяца 2021 года мы стали свидетелями шести резонансных ЧП, каждое из которых повлекло травмы и даже гибель людей. Очередной хлопок прогремел 29 марта в Зеленодольске. В результате ЧП погиб один человек. Такая массовость заставляет задуматься над тем, почему же это происходит и как мы можем обезопасить себя.

Для того, чтобы наши дома были безопасными, должны сложиться несколько факторов. Первый — неукоснительное соблюдение владельцем и всеми пользователями правил эксплуатации оборудования. По аналогии, когда мы едем на автомобиле, мы должны соблюдать правила дорожного движения. Если это делают все участники движения, то на дороге становится безопасно. Так и в случае с обслуживанием газового оборудования.

Второй — помещение, квартира, где мы используем газ, должны соответствовать нормативам. То есть нормально работать естественная вытяжка, обеспечен приток воздуха, чтобы, если есть минимальные утечки газа, он не скапливался.

Третья составляющая безопасности — качественные проверка и обслуживание газового оборудования. Если опять сравнить с автомобилем, то когда мы едем в сервис на ТО, мы не покупаем бумажку, что нам ТО сделали, а действительно хотим, чтобы нам поменяли масло, проверили, всё ли работает, не отвалится ли что-то по дороге. С газовым оборудованием то же самое. Но в большом количестве случаев у нас сейчас проверки проводятся исключительно на бумаге, для виду. А процедура должна занимать 20–25 минут минимум. Если к вам просто прибежал мальчик, спросил, всё ли у вас хорошо, взял с вас деньги, это называется халтурой, а не проверкой.

Еще один круг проблем связан с плохой информированностью самих жильцов, то есть пользователей газа. Недавно мне звонил такой пользователь, и даже по его вопросам я понял, что представление о безопасности у него очень размытое. Все его доводы сводились к тому, что если он с кем-то заключил договор на обслуживание, то вся ответственность на исполнителе, а он никоим образом не причастен к возможным проблемам. Такой подход в какой-то степени правильный, если мы смотрим на техническую составляющую, но с точки зрения логики обеспечения безопасности он в корне неверный. У нас, к слову, еще жители по своему усмотрению делают ремонты, переносят ванные, делают дополнительные вытяжки, устанавливают вентиляторы. Зачастую это нарушает системы воздухообмена. Поэтому в первую очередь сами граждане должны обеспечивать свою безопасность.

У специалистов есть минимальный перечень работ, которые должны провести те, с кем заключен договор. Это проверка всех соединений газопроводов на утечку, режимов горения прибора, наличия тяги в дымоходе и вентканале и инструктаж пользователей. У нас мало кому этот перечень известен. Нужно информировать людей о правилах безопасного использования газа.

Это первая составляющая нашего успеха, если мы хотим жить безопасно. Вторая — сами специалисты. Здесь всё значительно сложнее. Мы предлагали Минстрою сделать математическую аналитику: условно, если у компании «А», заключено 100 тыс. договоров на обслуживание и 10 аттестованных специалистов, кто непосредственно выполняет работы, то на одного работника приходится 10 тыс. абонентов в год. Если соотношение заключенных на год договоров на одного специалиста превышает примерно 3,5 тыс., мы можем сказать, что работы фактически не выполняются. Потому что человек не может работать 50 часов в сутки без отпуска, больничных и выходных.

Третий сегмент — квалификация специалистов. Полтора года назад достаточно активно стартовала система независимой оценки квалификации. Предполагалось, что если человек ее проходит, он получает допуск к работе. Однако эту оценку мы получили в виде компьютерной программы: человек из пяти ответов выбирает нужный, и мы считаем, что после этого он специалист. Если мы говорим об умственном труде, о работах, не связанных с безопасностью, в том виде она, наверное, была бы хороша. С газом всё иначе.

Кроме того, в конце 2018 года отменили лицензирование трубочистов. А это те специалисты, которых три раза в год нанимают управляющие организации. Они проверяют вентиляционные и дымоходные каналы. Раз в год по ним делается аттестация — допуск на следующий год, если необходимо, чистка. Грубо говоря, сегодня проверки вентиляционных и дымоходных каналов может делать ваш сосед. А взрывы газа нарастают.

Как же сделать дома безопасными? Можно было бы оборудовать все дома системами контроля за загазованностью. Этим прибором мы действительно сможем спасти семью от отравления угарным газом. Решило бы это проблему? Нет.

Нужен комплексный подход к решению этого вопроса, и он потребует много времени и ресурсов. Этот прибор был бы уместен в новостройках. А вот для старых домов система контроля за загазованностью не будет панацеей. Дело в том, что у нас не очень хороший жилой фонд. Нам достались по наследству многие строительные нарушения в старых конструкциях. Никто не знает, в каких именно домах могут возникнуть проблемы, и какая из них станет причиной гибели и травм людей. Поэтому для начала нам нужно обозначить места болевых точек. Самые проблемные дома расселить, другие — дегазифицировать.

Когда мы поймем, по каким причинам и в каких домах происходят взрывы газа, мы сможем перейти к следующему этапу — нормативному решению этой проблемы. Но пока нет системной базы, нет и выводов. Поэтому даже самые трагичные случаи остаются без какого-либо осмысления. Для того, чтобы решить проблему, нужен срез текущей ситуации. Потом по регионам, по сериям домов, с комиссиями, состоящими из технических специалистов, следует принимать решения. Создать единую, прозрачную систему. Это долгий процесс, по щелчку пальцев наши дома не станут вдруг безопасными. Давайте хотя бы начнем шагать в нужную сторону.

Автор — глава Гильдии инженеров газового оборудования

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир