Росфинмониторинг занялся вопросом регулирования деятельности стримеров
- Новости
- Интернет и технологии
- Росфинмониторинг занялся вопросом регулирования деятельности стримеров
Росфинмониторинг прорабатывает вопрос о правовом регулировании деятельности стримеров. Об этом заявил ТАСС заместитель директора службы Герман Негляд в четверг, 25 марта.
«Речь идет о регулировании стрим-деятельности как таковой», — сказал он.
Негляд отметил, что этот вопрос «начал произрастать от проблемы» так называемых треш-стримеров, в том числе проблемы того, что эти лица зарабатывают фактически на действиях, которые осуществляют.
Говоря о возможном пресечении такого финансирования, он заявил, что банкам необходимо понимать, кем являются получатели средств. Находится ли такой получатель в правовом поле, то есть зарегистрирован ли в качестве индивидуального предпринимателя, платит ли налоги.
Он подчеркнул, что надо отграничить лиц, которые работают в правовом поле, от остальных стримеров.
«Меры прорабатываются. Конечно, этот вопрос должен решаться с участием регулятора в данной сфере. В первую очередь это Роскомнадзор и Федеральная налоговая служба», — указал Негляд.
Роскомнадзор и Минцифры не ответили на запрос «Известий».
Дмитрий Липин, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, заявил «Известиям», что с учетом того, что многие стримеры имеют достаточно большую аудиторию, их деятельность должна быть предметом правового регулирования.
Он отметил, что действующее российское законодательство предъявляет ряд ограничений к информации, которая распространяется в интернете, но стримеры в некоторых случаях фактически выпадают из поля законодательного регулирования, поскольку их аудитория получает информацию в прямом эфире, из-за чего регуляторы и соцсети не могут ограничивать их контент, если он имеет признаки запрещенного законом.
«Регулирование их деятельности на законодательном уровне прежде всего должно быть призвано обязать стримеров самостоятельно оценивать их контент на предмет соответствия закону», — сказал он.
Липин подчеркнул, что, безусловно, необходимо отслеживать средства, которые поступают стримерам за их деятельность. Во-первых, источники их поступления могут быть разными, в том числе деньги могут поступать в обход законодательства о финансировании терроризма и экстремизма от зарубежных правительственных структур.
Во-вторых, на сегодняшний день стримеры фактически выпадают из законодательства о налогах. Многие россияне — врачи, учителя, другие работники бюджетных организаций, которые «отчисляют из своих невысоких зарплат средства в бюджет, несут налоговую нагрузку, а стримеры с высокими доходами — нет». Юрист назвал такой подход «противоречащим принципу справедливости и равенства».
Он напомнил, что с февраля 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве, согласно которым организаторы распространения информации (соцсети) обязаны удалять информацию, содержащую признаки насилия. Но стримы ведутся в прямом эфире, а значит, отследить наличие признаков насилия становится труднее для организаторов распространения информации (ОРИ).
Эксперт рассказал, что за последнее время «был ряд ярких примеров», когда треш-стримы приводили «к ужасным последствиям, в том числе к гибели граждан». С учетом той угрозы, которую несет подобный контент, необходимо вносить изменения в законодательство, возможно, и в уголовное.
К сожалению, по его словам, это именно тот случай, когда одним запретом не обойтись, поскольку многие треш-стримы транслируются в целях заработка.
«На мой взгляд, люди, которые в целях заработка готовы на камеру избить, унизить, искалечить другого, должны, безусловно, нести ответственность за свои действия», — заключил специалист.
Геннадий Уваркин, преподаватель Moscow Digital School отметил в разговоре с «Известиями», что для решения проблемы злоупотреблений в деятельности стримеров необходимо принимать комплексные меры, в том числе и законодательного порядка. При этом нельзя забывать, что уже действующее законодательство определяет границы дозволенного для любой деятельности, в том числе стримеров. Он отметил, что Уголовный кодекс никто не отменял, а незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Уваркин добавил, что идентификация получателей донатов поможет в расследовании и предотвращении различных правонарушений, в том числе осуществляемых треш-стримерами. Но этот механизм имеет более широкую сферу применения, и «достаточно странно» внедрять его только для стриминга в интернете.
Он выразил мнение, что решение проблемы треш-стримеров должно лежать в сотрудничестве государства и интернет-платформ. Именно платформы обладают наиболее развитым инструментарием для выявления и пресечения различных правонарушений. В свою очередь, деятельность платформ применительно к растущему числу преступлений, а также к пропаганде насилия и жестокости «должна быть социально ответственной».
Председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков после заседания комиссии 19 марта сообщил, что Росфинмониторинг рассматривает возможность регистрации интернет-пользователей, которые ведут стримы, в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку они ведут свою деятельность, чтобы получать доходы. Сенатор указал, что благодаря этому «будет гораздо легче» вычленять стримеров, которые не зарегистрированы, в частности тех, кто ведет онлайн-трансляции с насилием.
Пушков на пленарном заседании Совета Федерации 3 марта поднял тему о введении в Уголовном кодексе России статьи за треш-стримы. Ее поддержали члены СФ.
В январе он предложил наказывать за треш-стримы штрафами и лишением свободы на срок до шести лет.