Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инициатива поддерживать Донбасс похвальна, однако если Брюссель действительно хочет помочь жителям региона, то ему надо иначе выстраивать коммуникацию с Киевом. Об этом «Известиям» заявили в постпредстве России при Европейском союзе. Ранее ЕС анонсировал новую программу экономической поддержки подконтрольных Киеву территорий Донбасса. При этом, говоря о выполнении Минских соглашений, в Брюсселе подчеркнули: Россия — не посредник, а сторона конфликта. В этих словах ничего нового нет, пояснили в Москве, просто западные страны ошибочно интерпретируют эти договоренности — ведь в качестве конфликтующих сторон там указаны Киев, Донецк и Луганск.

Евросоюз в помощь

В начале марта 2021 года глава Европейского совета Шарль Мишель в ходе своего турне в Молдавию, Грузию и на Украину заявил: Евросоюз разработал новую программу экономической поддержки Донбасса. По его словам, она будет включать в себя в том числе финансирование контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) на линии соприкосновения.

«Известия» обратились в Евросовет с просьбой уточнить прочие детали программы — в частности, сроки ее реализации и общую сумму. В ответ в структуре поделились ссылками на выступления Шарля Мишеля на пресс-конференции с украинским президентом Владимиром Зеленским и сказали, что дополнительных комментариев по теме на данный момент у ведомства нет.

Президент Европейского союза Шарль Мишель и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи в Киеве. 3 марта 2021 года

Президент Европейского союза Шарль Мишель и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи в Киеве. 3 марта 2021 года

Фото: РИА Новости

Россия к факту такой поддержки относится спокойно. Как заявили «Известиям» в постпредстве РФ при Евросоюзе, Москве «хорошо известно, что ЕС оказывает финансовую и консультационную помощь украинскому руководству для развития подконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей».

Наряду с этим Брюссель склонен не замечать, что в отношении другой части Донбасса вот уже пятый год действует введенная Украиной экономическая блокада, ухудшающая гуманитарное положение в регионе, — отметили в диппредставительстве.

Комментируя содержимое программы, в постпредстве обратили внимание на то, что ясность сейчас есть лишь относительно КПВВ.

Инициатива похвальная, но, очевидно, что она будет иметь практическое воплощение лишь в случае добросовестной работы Киева в соответствующей гуманитарной подгруппе контактной группы по взаимодействию с представителями Донбасса, — подчеркнули в постпредстве. — Пока, к сожалению, приходится констатировать, что украинская делегация в нарушение взятых на себя обязательств на встрече лидеров «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года под надуманными предлогами срывает полноценное открытие двух КПВВ в Луганской области — «Счастье» и «Золотое». Если Брюссель действительно заинтересован в улучшении жизни населения Донбасса, ему следовало бы выстраивать диалог с украинскими визави совсем в другом ключе.

На территории у КПП «Счастье» в Луганской области

На территории у КПП «Счастье» в Луганской области

Фото: TASS/Zuma

Ситуация вокруг КПВВ «Счастье» и «Золотое» стала одним из эпизодов, который обострил и без того сложный переговорный процесс. Их открытие было запланировано на 10 ноября 2020 года. Однако оно было сорвано. Стороны традиционно обвинили в этом друг друга. Например, как рассказал «Известиям» источник в германских дипломатических кругах, «пока Украина выполняла свои обязательства, сепаратисты не выполняли свои и держали пропускные пункты закрытыми». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 17 ноября заявила​​, что Киев открыл пункты, зная о технической неготовности к этому ДНР и ЛНР. Оба КПВВ остаются заблокированными до сих пор.

Кто есть кто

Все участники переговоров по решению украинского конфликта ратуют за выполнение Минских соглашений. Вот и Шарль Мишель на пресс-конференции 3 марта в очередной раз заявил: эти договоренности — путь к миру. Правда, в отличие от Москвы, которая в срыве соглашений обвиняет Киев, Брюссель считает в этом виновной российскую сторону.

Мы ожидаем, что Россия ответит взаимностью на конструктивный дух Украины. Россия не посредник. Она сторона этого конфликта, — сказал Шарль Мишель. — Любая страна должна иметь право выбирать свой собственный курс без иностранного вмешательства. Украина свободно выбрала евроатлантический курс.

«Известия» обратились к Евросовету с вопросом, не подрывает ли такой подход процесс урегулирования, особенно учитывая, что на официальном уровне Россия представлена на переговорах именно как страна-посредник. Там от комментариев воздержались.

В российском постпредстве же отметили, что заявление Шарля Мишеля «не содержит ничего нового и является повторением ошибочного прочтения Западом Минских соглашений».

Местная жительница держит в руках хвостовик мины, найденный на участке своего дома после обстрела в поселке Веселое Донецкой области

Местная жительница держит в руках хвостовик мины, найденный на участке своего дома после обстрела в поселке Веселое Донецкой области

Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Внимательное ознакомление с текстом соглашений дало бы ясное понимание, что сторонами конфликта являются Киев, Донецк и Луганск. Поощрение же упорного нежелания украинского руководства вести прямой диалог с представителями Донбасса, стремления во что бы то ни стало уклониться от обсуждения с ними ключевых политических аспектов урегулирования, в том числе согласования особого статуса региона и предоставления ему права на языковое самоопределение, ведет лишь к затягиванию и усугублению внутриукраинского кризиса, — отметили в диппредставительстве. — Тем самым есовцы позволяют Киеву продолжать питать надежду на силовое решение конфликта.

Что касается других двух участников «нормандского формата» от Евросоюза — Германии и Франции, то, по оценке российской стороны, они «недостаточно информируют коллег по ЕС о текущем переговорном процессе». В последнее время Москва открыто выражает свои претензии в адрес Берлина и Парижа: как сказал 12 ноября 2020 года глава МИД РФ Сергей Лавров, «прятаться за пять принципов ЕС, гласящих, что «с Россией всё будет хорошо, как только она выполнит Минские договоренности», граничит с дипломатической и политической нечистоплотностью».

Инфографика

В экспертном сообществе ситуацию с урегулированием на юго-востоке Украины расценивают как тупиковую.

— Перемирия уже нет, количество обстрелов примерно такое же, как год назад, на политическом треке никаких движений нет, «нормандская четверка» в полумертвом состоянии, равно как и Минская группа, — сказал «Известиям» глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Киев окончательно для себя решил, что выполнять Минские соглашения в их нынешнем виде он не может.

Нынешний тупик довольно опасен, поскольку сегодня нельзя исключить непрогнозируемые действия сторон, подытожил эксперт.

Справка «Известий»

Минские соглашения (Минск-2) были приняты в столице Белоруссии 12 февраля 2015 года. Их согласовали лидеры «нормандского формата» — Германии, России, Украины и Франции — и подписали представители контактной группы, куда входят Россия, Украина, ОБСЕ и непризнанные ДНР и ЛНР (ОРДЛО). Этот пакет в резолюции № 2202 одобрил Совет Безопасности ООН.

Комплекс мер включает 13 пунктов: прекращение огня, отвод тяжелых вооружений для создания зоны безопасности шириной 50 км, мониторинг и верификацию первых двух пунктов со стороны ОБСЕ. После их реализации необходим диалог о местных выборах и режиме управления в ОРДЛО. Также среди пунктов помилование, амнистия, обмен пленными по принципу «всех на всех», предоставление гумпомощи. Кроме того, в Минских соглашениях значится восстановление социально-экономических связей в рамках правового поля Украины, после местных выборов переход контроля над восточной границей к Киеву, вывод иностранных войск под наблюдением ОБСЕ. В документе закреплена конституционная реформа на Украине с децентрализацией и закреплением особого статуса ОРДЛО, обсуждение местных выборов в трехсторонней контактной группе (Украина — ДНР — ЛНР), их должны провести под надзором ОБСЕ. И, наконец, создание в ТКГ рабочих групп по различным аспектам соглашений. На сегодня большинство пунктов не реализовано.

Читайте также
Реклама