Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2020 году из-за самоизоляции и других ограничительных мер, связанных с коронавирусом, россияне стали тратить больше денег на товары с доставкой на дом, а также на платный контент — например, кино и музыку. Спрос на покупку билетов в театры и музеи, наоборот, снизился на 37%, свидетельствуют данные аналитиков. Ритейл подтверждает увеличение интереса к онлайну и формирование новых потребительских привычек у россиян. Так, Aliexpress зафиксировал повышенную тягу жителей страны к товарам категории «сделай сам», оборудованию для кемпингов и медицинским гаджетам. Растет и популярность сервисов онлайн-образования. Опрошенные «Известиями» эксперты уверены, что эти тенденции сохранятся и в следующем году.

Магазин на диване

Самоизоляция изменила потребительское поведение — люди стали расходовать больше денег в интернете на то, что можно заказать с доставкой или чем можно пользоваться дистанционно. Например, средний чек на продукты и готовую еду в 2020-м вырос в 3,4 раза, свидетельствуют данные аналитиков платежного сервиса ЮMoney (есть в распоряжении редакции).

В AliExpress «Известиям» сообщили, что в течение нескольких месяцев, проведенных дома, потребители стали переключаться на самостоятельное приготовление пищи и занятия, которые можно охарактеризовать определением «сделай сам».

— Даже когда во всем мире было снято множество ограничений, «домашние» привычки сохранились и продолжают диктовать новые тренды на рынке, — рассказали в маркетплейсе.

самоизоляция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Так, весной и летом на AliExpress наблюдался рост спроса на товары для туризма и активного отдыха. В мае–августе популярностью пользовалось оборудование для кемпинга — в целом сегмент кемпингового снаряжения вырос на 16,5%. А в период с 1 ноября по 15 декабря 2020 года покупатели активно приобретали медицинские гаджеты: количество покупок пульсоксиметров на площадке выросло в 31 раз по сравнению с прошлогодним периодом, отметили в пресс-службе.

В Wildberries «Известиям» рассказали, что за 11 месяцев 2020 года покупательская аудитория сервиса увеличилась на 16,5 млн, составив почти 38,5 млн зарегистрированных пользователей.

— В этот период к онлайн-покупкам также активно приобщались представители старшего поколения в возрасте от 55 лет и жители небольших населенных пунктов, — сообщили в маркетплейсе.

В апреле-мае число новых покупателей Ozon выросло на 84% в сравнении с 2019 годом. При этом после открытия офлайн-точек каждый четвертый «весенний» новый клиент сделал повторный заказ, каждый седьмой — два заказа или более, рассказала «Известиям» заместитель генерального директора Ozon по связям с индустрией Мария Заикина.

— Например, количество заказов, обработанных Ozon за девять месяцев, увеличилось на 130% в годовом сопоставлении — до 44,3 млн. Оборот от продаж за это же время вырос на 142%, до 121,6 млрд рублей. Во II квартале, на который пришелся самый жесткий локдаун, оборот вырос практически в три раза, — рассказала она.

интернет магазин
Фото: Depositphotos

— Новые экономические реалии вынуждают людей, с одной стороны, выбирать только необходимые товары и отказываться от крупных покупок. С другой стороны, режим самоизоляции стимулирует рост покупательского спроса на кино, музыку, видеоигры и другие цифровые товары, — отметил генеральный директор ЮMoney Иван Глазачев.

Доставка развлечений

В 2020 году выросло и количество платежей на сервисах с фильмами, музыкой и другим контентом. По данным аналитиков ЮKassa, рост составил примерно 2,8 раза относительно 2019 года.

— А вот у площадок с билетами на поезда и самолеты, а также у сервисов с билетами в кино, театры, музеи и на концерты по этому показателю «низкий сезон». В обоих случаях количество платежей упало на 37% в 2020-м по сравнению с 2019-м, — говорится в исследовании.

В пресс-службе «Яндекс.Музыка» «Известям» рассказали, что в 2020 году подписчики заметно чаще слушали подкасты: сейчас в среднем 28% подписчиков слушают их хотя бы раз в месяц и 14% — раз в неделю.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Наиболее обсуждаемыми темами в подкастах стали коронавирус, дети и родительство, а также игры. Самым популярным оказался «ТЕД на русском», — отметили в «Яндекс.Музыке».

По данным «Яндекс.Плюса» (сюда входит «Кинопоиск», «Яндекс.Музыка» и другие сервисы), число подписчиков увеличилось вдвое с начала года и преодолело отметку в 5 млн пользователей в России.

При этом, по данным ЮKassa, несмотря на рост числа платежей за цифровой контент, тратить на него пользователи стали меньше за каждую покупку — средний чек сократился на 28% (до 536 рублей) в этом году по сравнению с прошлым. Еще сильнее упал данный показатель у сервисов, которые продают авиа- и железнодорожные билеты, — на 33% (до 13 562 рублей).

Зато люди стали чаще платить за онлайн-обучение — на площадках с курсами, мастер-классами и тренингами платежей стало больше почти на 50%, чем в прошлом году, подсчитали аналитики.

От форс-мажора до стандарта

Тренды уходящего года продолжат развиваться в 2021 году. Всеобщая удаленка может продлиться, а значит, электронная торговля будет всё глубже проникать в нашу жизнь, прогнозирует Иван Глазачев.

В 2020 году в Wildberries отметили существенный рост популярности интернет-покупок среди жителей небольших населенных пунктов страны с численностью от 500 человек, где розничная торговля развита не так хорошо.

— Мы полагаем, что в 2021 году этот тренд сохранится и интернет-торговля будет активно развиваться не только в крупных городах, но и труднодоступных населенных пунктах, — рассказали в пресс-службе маркетплейса.

курьер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Покупатели из регионов действительно постепенно открывают для себя онлайн-канал, соглашается специалист Ozon.

Это происходит в том числе благодаря ускорению доставки в субъекты, а она становится возможной за счет расширения логистической инфраструктуры ключевых игроков рынка, — сообщила Мария Заикина.

То, что предприниматели внедряли в нынешнем году из-за необходимости, в дальнейшем превратится в стандарты, отметил Иван Глазачев. Компании станут учитывать в своих бизнес-моделях изменение покупательского поведения в онлайне.

Прямой эфир