Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Аффект распродаж: траты россиян в ноябре 2020-го сократились на 10%

В начале декабря индекс потребительской активности снизился до уровня второй половины мая и начала июня 2020-го
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Несмотря на распродажи в День холостяка и «черную пятницу», потребительская активность россиян в ноябре сократилась на 10% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex (есть у «Известий»). При этом объем покупок в онлайн-каналах увеличился на 14%. В лидерах роста среди категорий товаров — спортивные товары, электроника, одежда и туристические путевки, подтвердили «Известиям» представители рынка. Однако уже в начале декабря индекс трат снизился до 6 баллов — до уровней второй половины мая и начала июня 2020-го.

Не дотянули

Среднее значение индекса потребительской активности Tinkoff CoronaIndex в ноябре составляло 6,1 балла: в прошлом году он был на уровне 6,7. Традиционные распродажи этого месяца — День холостяка 11 ноября, «черная пятница» 28 ноября и День матери 29 ноября — не смогли поддержать потребительский спрос: траты сократились на 30% в сравнении с 2019-м, говорится в исследовании Tinkoff CoronaIndex, которое есть у «Известий».

Тренд на переход покупок в онлайн из-за карантинных ограничений, связанных с коронавирусом, привел к росту продаж через интернет в денежном выражении на 14% в сравнении с октябрем, отмечается в исследовании. В то же время уменьшились траты в офлайн: в итоге обороты бизнеса в ноябре сократились на 9%.

«Серьезнее всего выросли затраты россиян в неделю «черной пятницы» (22–29 ноября) на услуги турагентств (+61% за неделю), образование (+42%), спортивные товары (+31%), книги и развлечения (+28% и +24% соответственно). Кроме того, россияне активно тратили деньги в салонах красоты (+24%), на одежду и обувь (+15%), бытовую технику и электронику (+20%), а также на товары для дома и ремонта (рост на 15% в недельном значении)», — сообщается в исследовании.

В отчете отмечается, что лидером роста оказались цветы: россияне потратили на букеты в День матери на 145% больше среднего годового значения и на 52% больше, чем в 2019 году.

По экспресс-оценкам первых дней декабря, потребительская активность продолжила падение: Tinkoff CoronaIndex по России составил 6 баллов, что сопоставимо со значениями второй половины мая и июня 2020 года, когда покупательская активность россиян только начинала восстанавливаться после локдауна.

В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, на неделе 23–27 ноября траты россиян незначительно превысили «нормальный» уровень расходов (средний показатель с 20 января по 13 марта) — на 5,1%, говорится в отчете ЦБ. В регуляторе отмечают, что поддержку потребительским отраслям оказали традиционные драйверы — розничная торговля, операции с недвижимым имуществом.

Шапки и PlayStation

По данным Банка России, туризм продолжает лидировать по отставанию доходов (–63%). При этом в последние недели октября действительно наблюдался прирост бронирований, заявил «Известиям» представитель туроператора TUI: показатель увеличился на 40%. В компании объяснили, что туристы стали больше бронировать новогодние даты. Кроме того, в TUI отмечают увеличение продаж в сравнении с предыдущей неделей на заезды в летний сезон — с апреля по сентябрь.

— По зарубежным направлениям туры покупают на даты вплоть до мая 2021 года, но основные продажи — на декабрь—январь. По внутрироссийским направлениям клиенты бронируют с глубиной до июля 2021-го, но большая часть продаж — до марта, — рассказал представитель туроператора.

В интернет-торговле на последней неделе ноября по продажам лидировали товары для спорта, канцтовары, электроника, а также одежда, подтвердили «Известиям» представители крупнейших онлайн-ритейлеров Ozon, Wildberries и Lamoda. В ноябре на ведущие позиции по продажам вышли ботинки, утепленные куртки и шапки: их покупали на +43% больше по сравнению с сентябрем, оценила заместитель генерального директора Lamoda Юлия Никитина.

За последнюю неделю ноября 2020-го к аналогичной неделе 2019 года продажи выросли в 2 раза в сети «М.Видео-Эльдорадо», в 2,2 раза — в Wildberries и в 2,5 раза — в Ozon, подсчитали для «Известий» представители ритейлеров.

В Wildberries отметили повышенный спрос в категориях спортивного инвентаря (рост в 3 раза по сравнению с прошлым годом), книг и канцтоваров (3 раза), товаров для праздников (4 раза), fashion (1,7 раза), электроники (4 раза). Наиболее популярными категориями в ноябре в Ozon стали товары для мам и детей, покупки для дома, мелкая бытовая техника и одежда.

В секторе бытовой техники и электроники спрос можно назвать инвестиционным: многие россияне с марта покупают ноутбуки и другую технику для дистанционной работы, отметил представитель сети «М.Видео-Эльдорадо». Он добавил, что из-за сокращения трат на путешествия россияне перераспределяют расходы в пользу домашних развлечений: в сети отмечают высокий интерес к новинкам предновогоднего сезона — PlayStation 5, XBox Series X, новую линейку iPhone.

Провал офлайна

В категории универсальных магазинов в традиционной рознице (в офлайн-каналах) во время «черной пятницы» продажи упали более чем на 27%, в категории бытовой техники и электроники — на 30%, в продажах одежды и обуви — на 44%, заявил «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он добавил, что с учетом роста онлайн-ритейла в целом сезон распродаж оказался ниже прошлого года на 20%.

По словам эксперта, в онлайн легко перешел крупный бизнес, но среднему и малому за счет этого канала удалось компенсировать потери на 10–15%, но не полностью.

— Особая популярность была у товаров длительного пользования — у бытовой техники, электроники, товаров для ремонта, поскольку реализовался отложенный спрос и отразилась попытка сэкономить, если в дальнейшем цены вырастут, — отметил Павел Сигал.

Хотя сектор продажи живых цветов в последние годы в России находится в сложной ситуации из-за снижения потребительского спроса, в 2020 году цветочный бизнес получил рост за счет покупок в других сегментах: парфюмерия, косметика, игрушки, знает Павел Сигал. По его данным, более половины россиян намерены в декабре сократить траты на подарки и украшение дома, что приведет к дальнейшему снижению потребительской активности по сравнению с 2019-м.

Только по итогам второго квартала доходы населения упали на 8% по отношению к предыдущим трем месяцам, а по итогам третьего квартала — еще на 5%, оценил аналитик «Финам» Алексей Коренев. По его словам, тренд на сокращение заработка наблюдается с 2014 года — факт отражается и на объемах трат россиян. Эксперт добавил, что в последнюю неделю распродажи ритейлеры делали особенно крупные скидки и по причине сокращения потребительских возможностей, и для оптимизации складских помещений.

Читайте также
Прямой эфир