Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Несладкий ноябрь: обороты МСП в городах-миллионниках упали, несмотря на распродажи

Неделя перед «Черной пятницей» позволила нарастить продажи только в Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Распродажи в «Черную пятницу» помогли нарастить обороты малого и среднего бизнеса только в Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже, в остальных 12 городах-миллионниках продажи сократились. Такие данные содержатся в исследовании Tinkoff CoronaIndex, которое есть у «Известий». Динамика лучше в регионах с более благоприятной картиной заболеваемости коронавирусом, а сокращение покупок пропорционально введенным в субъекте ограничениям, пояснили опрошенные «Известиями» эксперты. По словам представителей бизнес-объединений, больше всего страдают продавцы одежды, туристический и гостиничный бизнес, тогда как розничная торговля успешно перешла в интернет.

Три из 15

По итогам последней недели осени (23–29 ноября), на которую пришлись распродажи «Черной пятницы», малый и средний бизнес нарастил обороты в трех городах-миллионниках, следует из отчета Tinkoff CoronaIndex. На 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились продажи в Воронеже, на 4% — в Казани, на 3% — в Ростове-на-Дону.

В остальных 12 крупнейших российских городах «Черная пятница» так и не позволила пострадавшему из-за связанных с коронавирусом ограничений бизнесу вернуться к прежним показателям. Заметнее всего по отношению к прошлому году обороты предприятий МСП снизились в Волгограде (на 20% год к году), в Челябинске (на 14%), в Москве (на 13%), в Омске (на 12%) и в Перми (на 10%), говорится в исследовании «Тинькофф». На 9% по сравнению с 2019 годом сократились продажи в Санкт-Петербурге, на 8% — в Уфе, на 6% — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Красноярске, на 1% — в Новосибирске.

В целом осенью 2020 года, по данным Tinkoff CoronaIndex, из-за коронакризиса обороты российских компаний уменьшились на 10% по сравнению с сентябрем-ноябрем 2019-го.

В то же время в России опережающими темпами растет онлайн-сегмент. В ноябре интернет-продажи увеличились на 6% по сравнению с предыдущим месяцем, тогда как платежи в торговых точках через терминалы сократились на 9%, отмечают аналитики «Тинькофф». Годом ранее наблюдалась обратная динамика: обороты в офлайне выросли на 3% месяц к месяцу. В онлайн-сегменте также был зафиксирован рост, но в два раза медленнее — на 3,1% в ноябре по отношению к октябрю.

Коронные последствия

В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, на неделе 23–27 ноября траты россиян незначительно превысили «нормальный» уровень расходов (средний показатель с 20 января по 13 марта) — на 5,1%, следует из данных ЦБ, с которыми ознакомились «Известия». При этом уже в первую неделю декабря потребление превышало «нормальный» уровень всего на 3,6%.

В Минэкономразвития оперативно не ответили на вопросы «Известий» о динамике оборотов МСП в городах-миллионниках.

По данным министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, в целом по региону снижение оборота МСП по итогам 2020 года оценивается на уровне 5% к 2019 году (в действующих ценах). Основная причина сокращения — последствия распространения новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения, наложенные на отдельные виды экономической деятельности, заявили «Известиям» в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области.

В регионе ожидают, что факторами для восстановления и развития МСП будут нормализация эпидемиологической обстановки, оживление экономической активности в Нижегородской области и в целом по стране, а также — реализация отложенного спроса, например, на туризм, услуги гостиниц и общепита, культуры, спорта и отдыха.

В пресс-службах правительств других регионов, где располагаются города-миллионники, не ответили «Известиям» на вопросы о сокращении оборотов МСП

Одежда и гостиницы

Больше всего от кризиса пострадали туризм, досуг, непродуктовый ритейл, перевозки, сфера красоты и фитнес-индустрия. Поэтому наибольшее снижение оборотов МСП наблюдается именно в тех регионах, где была широко представлена сфера услуг, пояснил «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

— Рост продаж в Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже — незначительный. Он показывает, что местные жители более уверенно себя чувствуют и испытывают меньшее напряжение из-за пандемии. Сокращения в Москве, Санкт-Петербурге и Волгограде связаны со снижением зарплат в этих регионах и более строгими ограничениями для бизнеса во время самоизоляции, — добавил Павел Сигал.

Больше всех пострадал ритейл одежды и обуви, где продажи сократились более чем на 38%, рассказал член генсовета «Деловой Россия» Алексей Мостовщиков. По его оценкам, продажи в гостинично-ресторанном бизнесе упали на 37%, в сегменте зоотоваров — на 33%. Меньше всего пострадали аптеки, ритейл строительных товаров и АЗС. По подсчетам эксперта, во время пандемии деятельность приостановили порядка 100 тыс. предпринимателей.

Положительная динамика оборотов МСП в Казани, Ростове-на-Дону и Воронеже отчасти связана и с более благоприятной эпидемиологической ситуацией в сравнении с общефедеральным уровнем, считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. Он пояснил, что первые два города находятся в нижней части списка по числу заражений COVID-19 на каждые 100 тыс. жителей. В свою очередь, в Воронеже наблюдается относительно небольшое число активных случаев благодаря позитивной динамике выздоровлений.

— Падение же оборотов МСП в Челябинске и Башкортостане, где также ситуация с пандемией коронавируса выглядит благополучной, связано скорее с влиянием сложностей у крупных промышленных предприятий общенационального значения в условиях спада в экономике, — добавил Михаил Коган.

В целом бизнес лучше переносит вторую волну пандемии, поскольку многие сегменты успешно перестроились на онлайн-работу, отметил вице-президент «Тинькофф» Федор Бухаров. Он добавил, что есть вероятность небольшого восстановления активности в высокий декабрьский сезон, а в новогодние праздники возможен рост и в традиционных офлайн-сегментах (ресторанах, сфере услуг, развлечениях) за счет внутреннего туризма.

Читайте также
Прямой эфир