Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нефть по трубопроводу «Дружба» начала поступать в Словакию
Спорт
Боксер Гассиев будет болеть за Усика в его поединке-реванше с Джошуа
Политика
В Совфеде оценили вероятность запрета на въезд в страны ЕС для россиян
Мир
В ФРГ заявили об отсутствии единой позиции по визам для россиян
Происшествия
В Москве на «Автозаводской» загорелся «Леруа Мерлен»
Мир
Десятки километров побережья Ирана загрязнены нефтепродуктами
Мир
Правительство Молдавии поручило разобраться с вредителями в овощах для России
Мир
На рассмотрение ЕС внесли вопрос о прекращении выдачи виз россиянам
Авто
Toyota заявила о неготовности электрифицировать свой пикап Tundra
Экономика
Инфляция в США замедлилась впервые с апреля
Мир
Индия подняла долю азиатской валюты при оплате угля РФ
Общество
Обязательную страховку могут ввести для посетителей парков аттракционов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сиквел «Неадекватных людей» — перелицовку сюжета набоковской «Лолиты» — фанаты первого фильма ждали 10 лет. Теперь у продолжения сразу две премьеры: выход в широкий прокат и участие в конкурсе фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Там «Известия» побеседовали с режиссером о превратностях профессии и синефильских вкусах.

— Сюжет новых «Неадекватных людей» слегка напоминает «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара.

— Я не смотрел. Кстати, давно, когда я работал в Лондоне, мои соседи там были из Швейцарии, и вот их соседом на родине был как раз Годар. Можете себе представить? Жить рядом с Годаром!

Кадр фильма «Неадекватные люди»

Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Фото: Продюсерский центр «Парадиз»

— А еще есть в «Неадекватных» что-то от Вуди Аллена, его ситуаций и диалогов.

— Если и Вуди Аллен, то максимум ранний, периода «Энни Холл». Там у него сцены не связаны друг с другом, сюжеты не пересекаются. Двухмерное пространство. Я-то считаю, в моем фильме больше заимствований от [Кристофера] Нолана. Особенно из «Престижа». Лучшей его картины и самой недооцененной.

— Вы таймлайны запутывали на этапе монтажа? Наверное, миллион версий было. И два миллиона — финала.

Все так думают. Нет, финала было два, а вся структура повествования была уже в сценарии, мы сняли слово в слово. Честно говоря, когда мы всё это писали, я боялся, что не срастется, что будет ничего не понятно. А потом мне монтажеры стали приносить результаты, и оказалось, что всё прекрасно. Единственное, у нас получилось четыре часа, сократили до двух с небольшим. Пришлось убрать все самые смешные сцены, чтобы остались только те, которые ведут повествование. Нам Илья Найшуллер очень помог с монтажом, спасибо ему.

— В прокат выходят сразу два сиквела ваших хитов: «Гуляй, Вася!» и «Неадекватные люди». Как так получилось?

Ну что я могу сказать? Я нищий человек, надежд на реанимацию моей творческой жизни не осталось, я скатился на самое дно, как Микки Рурк. Или Стивен Сигал, который отрастил себе вот такое брюхо и вымолвил: «Не выпустить ли мне «Нико-10»?» Я так же рассуждал. Решил заработать. Снял параллельно оба фильма, причем «Гуляй, Вася!» почти весь делали на Бали.

Кадр фильма «Гуляй, Вася!»

Кадр из фильма «Гуляй, Вася!»

Фото: Фильмы навсегда

— Может, я что-то пропустил, но последние ваши фильмы вроде были вполне успешны?

— Ну не так, как «Холоп»! Шучу. Есть что-то апокалиптичное в том, чтобы выходить в прокат в момент, когда никто вообще не ходит в кино.

— Почему вы были уверены, что сиквелы смогут заработать?

— Я знал, что в счет моих прошлых заслуг мне заплатят за работу. А раньше этого часто не происходило. Это было предпринимательство чистой воды: если мои фильмы выстреливали, я хотя бы немного зарабатывал. Потому что всегда трудился за проценты.

Кадр из фильма «Холоп»

Фото: ГПМ КИТ

— Да, у вас же трейдмарк — делать за дешево и окупаться в любом случае.

— Правильно. Но я не просто так настроен пессимистично, поверьте.

— В «Неадекватных людях 2» есть большая линия с гастарбайтерами. Кажется, этот образ вам близок по самоощущению?

Я же сам был гастарбайтером в Лондоне, жил там на птичьих правах, знаю, что это такое. В России я с гастарбайтерами не сталкивался, но, мне кажется, это не так принципиально. Это же вопрос класса, а не привязанности к какой-либо стране. Узбеки, арабы, боснийцы или албанцы — какая разница? У меня об этом и в фильме говорится. Я просто заложил в сценарий каких-то условных жителей менее благополучных регионов или стран, которые приезжают работать в очень жестких условиях, но именно в их жизни почему-то больше искренности, добра, уюта, чем у элиты, которые не понимают, откуда им деньги валятся.

— Вы рассказывали, что как раз со стороны русской диаспоры вы добра в Лондоне не встретили.

— Никаких правил тут нет. В каком-то случае тебе помогут, в каком-то нет. Персонаж в фильме помог героине. У меня в Лондоне был момент, когда я две недели питался молоком и булками из супермаркета. Денег не было ни на что. Просить у родителей было стыдно. Я стучался в каждую дверь и честно говорил: у меня нет разрешения на работу, но я готов на любой заработок. Дайте мне возможность хоть что-то сделать! Я мыл машины, мыл посуду, убирался в ресторанах, готовил кофе и еду. В результате стал шеф-поваром. Ресторан назывался «Мэдиссонс». У меня было четверо подчиненных, они нарезали еду, а я только украшал. Почти как Гордон Рамзи (британский шеф-повар. — «Известия»).

Кадр фильма «Неадекватные люди 2»

Кадр из фильма «Неадекватные люди 2»

Фото: Трио Фильм

— Странно, что не вас позвали снимать сериал «Кухня».

— Позвали! Я отказался. Потому что не снимаю сериалы.

— А что могло бы вас заставить снять сериал? Кроме безденежья, конечно.

— Только хороший материал. Один раз мне предложили отличный материал, превосходный. Я в него поверил. Но мы тогда не сошлись по графику, я снял «Черную воду».

— У вас же был там конфликт с продюсерами?

— Да, потому что они решили позиционировать его как хоррор. На самом деле ситуация была такая: нужно было исправить чужую запоротую работу любой ценой, чтобы фильм не лег на полку. Меня позвали спасать проект. Был месяц подготовки и ужасная организация. Но полная свобода. В итоге получилась артхаусная драма, насмехающаяся над шаблонами хорроров.

— И она не «зашла».

— Бывает.

— Когда я смотрел «Неадекватных людей 2», то всё думал, почему Илью Любимова, звезду «Мастерской Петра Фоменко», так мало снимают. После первых «Неадекватных» он ведь стал очень известен.

— А он сам по себе. Играет в театре, живет своей жизнью. Требуется усилие, чтобы до него достучаться. Мне кажется, что режиссеры просто не хотят этих усилий прилагать, чтобы вытянуть потенциал, который содержится в Илье. Это ведь я такой упертый. Илья — очень профессиональный, абсолютно управляемый, у него великолепные фактура, внешность, голос. Он как пластилин. Если ты готов лепить из него то, что у тебя в голове, слепишь. Но если ты надеешься на актера, что он всё сделает за тебя, то Илюха тут не поможет. У него и так дел хватает. То же с Женей Цыгановым. Его часто упрекают в пассивности, дескать, не реагирует ни на что, но ведь это потому, что никто не хочет с ним работать по-настоящему.

— Как Любимов и Цыганов отреагировали на предложение делать сиквел?

— Илья и Ингрид Олеринская, в принципе, давно ждали этого момента, их уговаривать не пришлось. С Евгением другое дело. Он и первый-то фильм никогда не воспринимал как что-то серьезное. И это несмотря на то, что без него моего дебюта просто не было бы. В тот момент нам готовы были выдать какие-то жалкие $100 тыс. при условии, что в фильме будет звезда. Мы всем звездам стали кидать сценарий, и Женя Цыганов его поддержал. Я был никто, какой-то студент. Он пять раз встречался со мной и обсуждал фильм, прежде чем мы запустились. Я ему очень благодарен, у меня без него не было бы карьеры. То, как Женя выглядит, и то, что он делает, — две разные реальности. Кажется, что ему на тебя наплевать. Но внутри наоборот — он ни разу никого не подвел. Он был на всех озвучках, сценах, промо.

Актриса Ингрид Олеринская

Актриса Ингрид Олеринская

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Сейчас его стало очень много. Как сделать так, чтобы Цыганов в фильме не был «просто еще одним Цыгановым»?

— Очень просто — надо иметь видение всего в голове. Женя всё время задает вопросы: почему я делаю это, говорю вот то. И надо ему сразу и внятно всё объяснить. Я своей задачей видел сделать его чуть ярче, чем он обычно бывает в кадре. Мне нужен был яркий персонаж-психолог. Мы даже сначала слегка переборщили. Например, в одном из вариантов, не вошедших в фильм, была сцена, где он говорит по телефону, и на нем костюм зайца, словно он только что вернулся с садомазохистской оргии. Но потом решили, что это будет слишком жестко. А вообще его персонаж на самом деле главный в фильме, он рулит всеми героями и их линиями.

— У вас все сюжеты про настоящее, никакого ретро. Только из-за нехватки денег?

— Это одна из причин: не надо тратиться на декорации, костюмы, графику. Ну и просто пока так совпадает. Кроме того, не слишком много сюжетов про настоящее, которые способны потрясти. У меня, наверное, шока от увиденного не было с «Квадрата» Рубена Эстлунда, хотя я много всего смотрю. Но не так давно я после всех новых фильмов включил старый, раньше его никогда не видел. Это были «Танцы с волками» Кевина Костнера. Кино, которое на 10 этажей выше всего, что я видел за последние года два. Четыре часа идет, но я каждую секунду смотрел, не отрываясь, на человека в его взаимодействии с природой.

— Вы ярый западник. Почему не зовете к себе западных звезд играть?

— Потому что я нищеброд, не могу себе этого позволить.

— Есть немало артистов, которые в случае творческого интереса соглашаются играть бесплатно. Тот же Уиллем Дефо, например.

— Ну а почему у меня в фильмах так мало звезд вообще? Я набираю тех, кто действительно хочет играть, кто лоялен. Я, как буддист, хочу, чтобы всё само как-то шло. Что прилипло, то мое.

— Если бы Кевин Костнер захотел у вас сыграть, вы бы знали, что с ним делать?

— Да я до сих пор не понимаю, как он смог в «Танцах» так сыграть! Вот этот его пустой наивный взгляд, которым он озирает природу, какое-то девственное восприятие полностью передаются нам, и мы можем начать с ним путь с нуля. Чтобы понять, как несправедлива западная цивилизация и сколько правоты у индейцев, пусть даже они временами устраивают резню. Если бы Костнер вошел ко мне в кадр, я бы просто упал на колени и целовал бы ему ноги за то, что он уже успел создать.

Режиссер Роман Каримов

Режиссер Роман Каримов

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Я несколько раз видел вас на «Окне в Европу», и вы всё время были мрачным. Почему?

— Не знаю, может, это мое типичное состояние. Я где-то внутри очень мрачный человек, но не когда рядом друзья. Может, вы меня видели, когда рядом друзей не было. А вообще на площадке я всем говорю одно и то же, на ушко или криком, как получается: «Заткнитесь и аккумулируйте!» Надо замкнуться и набирать в себя энергию. Чтобы ее потом растрачивать на близких. Перед началом нового фильма я перестаю общаться и смотрю фильмы, думаю, слушаю. В такие моменты меня способно сделать другим человеком маленькое десятиминутное видео. Я как Билли Миллиган с его биполярным расстройством.

— Вы всё еще чувствуете себя маргиналом в нашей киноиндустрии?

— Да, но уже по другим причинам, не как раньше. Теперь — из-за политкорректности, «митушности», необходимости поздравлять друга, даже если он сделал какое-то говно. Не хочется с этим мириться.

— Вы готовы к тому, что «Неадекватные люди 2» будут называть сексистским фильмом?

— Не будут, на поверхности он очень феминистский. Хотя на самом деле это, конечно, абсолютно сексистский, шовинистский фильм. Потому что если бы героиня стояла у плиты и хорошо варила борщ, то у нее в жизни всё было бы прекрасно. Но никто об этом не догадается, для всех это будет ода феминизму.

Справка «Известий»

Роман Каримов — режиссер, сценарист, композитор. Родился 20 июня 1984 года в Уфе. В 2003-м уехал жить в Лондон, продюсировал короткометражки для BBC и делал кинотрейлеры для телеканалов. Спустя два года вернулся в Россию. Дебютировал в 2010 году фильмом «Неадекватные люди», победив на кинофестивале «Окно в Европу». Затем снимал комедии «Вдребезги», «Все и сразу», «Гуляй, Вася!», «Днюха». Из-за конфликта с продюсерами покинул проект «Стартап», выпустил арт-триллер «Черная вода». В 2020 году снял сиквелы к «Неадекватным людям» и «Гуляй, Вася!» — последний выйдет в начале 2021 года.

Читайте также
Реклама