Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из старейших театральных фестивалей Петербурга «Радуга», который организует ТЮЗ имени А.А. Брянцева, прошел 21-й раз. Традиционно фестиваль проводили весной, но из-за карантина в 2020-м он сдвинулся на конец года. С учетом того, что залы могут быть заполнены зрителями не больше чем на 25%, ТЮЗ показал несколько постановок в Сети. «Известия» выбрали пять лучших названий фестивальной афиши, доступных онлайн.

«Король Лир», режиссер Лев Эренбург

лир
Фото: Пресс-служба ТЮЗ им. А. А. Брянцева/Наталья Кореновская

По словам Льва Эренбурга, «Король Лир» стал в истории Небольшого драматического театра (НеБДТ) самым затратным в смысле сил и времени, его создавали почти пять лет. Казалось бы, Шекспир с его условной природой и Эренбург, режиссер хирургической точности в плане межчеловеческих отношений, — две вещи несовместные. И всё же на крошечной сцене НеБДТ трагедия развернулась, хотя спектакль больше напоминает дошекспировский театр, какие-нибудь «кровавые трагедии» Кристофера Марло. Действие кажется чередой аттракционов ужасов — притом что по жанру это скорее трагифарс, здесь много клоунского; персонажи колют-режут-вешают друг друга, к финалу один за другим пополняя груду мертвых тел.

При всей натуралистичности театр Эренбурга основан на открытой игре, но здесь игровое начало возведено в степень. При этом многое по-человечески понятно. Так, в сцене раздела Лиром королевства, которая для психологического театра всегда камень преткновения, заглавный герой требует от дочерей не льстивых слов любви, а действия — каждая должна выбить табуретку из-под ног одного из трех «оппозиционеров», стоящих с петлей на шее. Хочешь власти — докажи, что не дрогнешь собственноручно казнить врага. Корделия отказывается сделать именно это.

У зрителей «Радуги» была возможность увидеть эренбурговскую труппу в экстренной ситуации: из-за болезни Евгения Карпова Лира пришлось сыграть Сергею Уманову, который обычно играет Графа Кента, а его на этом показе воплотил Илья Тиунов. Труппа выдержала испытание: по качеству исполнения невозможно было догадаться, что артисты вышли на замену. Лир Уманова — совсем не старый, тщедушный, с неврастенической жилкой — получился плутоватым, но человечным.

«Двенадцатая ночь, или Как угодно», режиссер Юрий Муравицкий

Король
Фото: Пресс-служба ТЮЗ им. А. А. Брянцева/Наталья Кореновская

Как и эренбуржцы, актеры воронежского Никитинского театра, включая его худрука Бориса Алексеева, находились в острой ситуации — с той поправкой, что так произошло не только на «Радуге»: тотальная экстремальность запрограммирована режиссером. Перед началом спектакля никто из десяти актеров не знает, что за роль в «Двенадцатой ночи» он сегодня будет играть. Каждый подходит к кому-то из зрителей с мешком игрушек, тот вытягивает игрушку, и становится понятно, какой персонаж выпал этому актеру. Судьба через зрительские руки определяет, стало быть, распределение в целом, и вариантам комбинаций нет числа. Актеры знают пьесу целиком, правда, иногда кто-то и забывает, и путает — сразу впрыгнуть в того или иного героя не всегда просто. Но это поправимо: артисты, не занятые в данном эпизоде, выступают еще и суфлерами.

При всей заданной случайности рисунок спектакля очень жесткий. Каждый персонаж смоделирован практически как маска, у каждого свой костюм, позы, жесты и даже интонации. Открытый вопрос — как срезонирует та или иная актерская индивидуальность с тем или иным героем. Это, пожалуй, самый уязвимый аспект спектакля: резонанс удается не всегда. Между тем в таком театре чудо преображения возникает при «оживании» маски. Здесь же не всем удалось раскрыться в заранее вылепленных персонажах.

В любом случае, концепция крайне интересная и оправданная в отношении пьесы. В спектакле возможны разные гендерные соотношения: любая роль может оказаться во владении как мужчины, так и женщины, что накладывается на игру самого Шекспира, у которого Виола переодевается в своего якобы погибшего брата, и ей удается влюбить в себя как Оливию, так и Герцога Орсино.

«Бальзаминов», режиссер Михаил Бычков

ночь
Фото: Пресс-служба ТЮЗ им. А. А. Брянцева/Наталья Кореновская

Этот спектакль тоже из Воронежа — из Камерного театра Михаила Бычкова. За основу режиссер, он же худрук ВКТ, взял «Женитьбу Бальзаминова». Казалось бы, ситуация женитьбы, как она возникает в русской литературе XIX века, — со слишком серьезным отношением к делу (брак — один на всю жизнь), со свахами и невестиным приданым — безнадежно устарела. Где Островский, а где наша реальность с тиндером и новыми концепциями семейной жизни? Бычкову удалось поставить «нашего боженьку» (как называли драматурга актеры Малого театра) так, что он звучит актуально. Дело не в том, что действие перенесено в современную квартиру (художник Николай Симонов выстроил конструкцию, объединяющую несколько интерьеров), а видеосъемка героев в халатах и «семейниках» крупным планом проецируется на огромные экраны. Режиссеру удалось выявить в Островском универсальный русский характер, тяготеющий к мечтательности, эскапизму.

За Бальзаминовым, сыгранным Михаилом Гостевым, проглядывают и Подколесин, и даже — хотя актер худощав и подтянут — Обломов. И вместе с тем это современный паренек, живущий в провинциальной многоэтажке. Реальность, в которой существует этот герой, тесно связана с советской эпохой: Бычков и здесь ставит волнующий его вопрос о неизжитости ее проблем. Остается добавить, что комедия Островского прекрасно «разложилась» на труппу Камерного театра, одну их самых сильных на российской территории.

«Гроза», режиссер Денис Хуснияров

гроза
Фото: Пресс-служба ТЮЗ им. А. А. Брянцева/Наталья Кореновская

В отличие от Михаила Бычкова, режиссер спектакля «Гроза» Ивановского областного драматического театра не стал переносить Островского в наши дни. Визуальный ряд надбытовой и намеренно архаичный. Художники Мария Лукка и Александр Мохов возвели на сцене вздымающиеся планшеты — площадки для актеров, огромный плетень, а Волгу изображают завуалированные резервуары с водой, в которых плещутся герои.

Есть своя правда в простодушном восклицании одной зрительницы: мол, наконец-то она увидела «верно» поставленную «Грозу», где хорошие персонажи показаны как хорошие, а плохие как плохие. В самом деле, Светлана Басова играет Кабаниху как сущего дьявола, Евгений Семенов в роли Дикого тоже не позволяет увидеть героя объемным. Решение режиссера совпадает с формулой «луч света в темном царстве», но выбранный им путь психологического оправдания пьесы в итоге не слишком убеждает. Герои получились одномерными, и пьеса, в которой так очевидны котурны трагедии, выглядит мелодрамой с несчастной жертвой и злодеями. Это, впрочем, не отменяет любви к ней широкого зрителя.

«Бал. Бесы», режиссер Туфан Имамутдинов

бесы
Фото: Пресс-служба ТЮЗ им. А. А. Брянцева/Наталья Кореновская

Поразительно, с какой легкостью развивается спектакль Казанского ТЮЗа по мотивам «Бесов» Достоевского. Туфан Имамутдинов обыгрывает жанр спектакля-концерта: фрагменты романа преподносятся в виде песни, танца или речитатива. На свободно поворачивающемся планшете артисты лихо отплясывают (хореограф Марсель Нуриев), например, под модернизированное «Русское поле». Слово «бал» вынесено в заглавие не случайно, напоминает о булгаковском бале у Сатаны. В этой острой и изящной постановке достается и «свободной Европе», и «новой этике», и «славянофилам», и «западникам».

Прямой эфир