Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дорожная разметка: депутаты задумались о развитии автотуризма

На популярных трассах может появиться больше мотелей, на госграницах введут электронные очереди
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуме готовится к рассмотрению закон об автотуризме. Он позволит адаптировать дороги, пользующиеся спросом у туристов — например, М4 «Дон» или маршруты Золотого кольца, — под запросы путешественников. На трассах появится больше мотелей, кемпингов, кафе и других объектов, необходимых в дальних поездках. Их работа будет регламентирована четкими стандартами. Пилот предлагается запустить в 13 регионах. В Ассоциации туроператоров России инициативу поддерживают. По словам вице-президента АТОР Дмитрия Горина, в отдельных субъектах количество автолюбителей составило в этом году до 75% от общего турпотока.

Крути баранку

В Госдуме к первому чтению готовится законопроект об автотуризме. Документ предполагает разработку стандартов и регламентов, в соответствии с которыми будут возводиться придорожные мотели, кемпинги, кафе и другие объекты инфраструктуры, необходимые для развития автотуризма.

— К примеру, нормативные требования к размещению мотелей и кемпингов на популярных туристических трассах М-10 «Россия» и М-4 «Дон» составляют одна единица на 150 км. Указанные показатели, очевидно, нуждаются в изменении, — отметил в беседе с «Известиями» автор инициативы, заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.

При этом в России автомобильные поездки с целью отдыха пользуются особой популярностью, пояснил он.

— На семью из трех-четырех человек путешествие на автомобиле выходит на 30–40% дешевле, чем на поезде или самолете. Это создает предпосылки к увеличению доли автотуризма, — пояснил депутат.

О востребованности автотуризма говорят и в Ассоциации туроператоров России.

— Особенно это актуально в нынешнем году, когда многие из-за эпидемиологической ситуации предпочли путешествовать не на самолетах или поездах, а, скажем так, изолированно — в автомобилях. У нас еще нет полной статистики, но в отдельные регионы, например в Краснодарский край, который принял за сезон порядка 9 млн туристов, примерно 65–70% от общего потока приехали личным транспортом, — сообщил «Известиям» вице-президент АТОР, руководитель комитета по транспорту Дмитрий Горин.

У сегмента автомобильных путешествий есть огромные перспективы развития — по аналогии с Европой он может стать одним из самых востребованных способов самостоятельного туризма. Именно поэтому любые предложения в этой области Дмитрий Горин поддерживает.

— Национальный проект «Туризм» тоже детально рассматривает эти моменты, — добавил он.

Кроме того, по его словам, очень важно строить не только гостиницы, но и кемпинги. Практика показывает, что такой способ размещения более популярен среди автотуристов. Провести ночь в них можно в среднем за 500 рублей, пользуясь при этом необходимыми удобствами — местом для сна, оборудованным туалетом, мини-магазинами.

Законопроект, говорится в пояснительной записке, предлагает классифицировать кемпинги в зависимости от уровня предоставляемых услуг. Так человек получит право выбора, заранее зная, какой уровень комфорта его ожидает.

Первым делом стандарты

Однако, чтобы строить придорожную инфраструктуру, нужно привести в порядок и сами трассы, отметил Дмитрий Горин. В этом вопросе очень важно межведомственное взаимодействие между представителями туротрасли и сферой дорожного обслуживания.

В законопроекте отмечается, что пересматривать придется и статус некоторых дорог. Сейчас постановление правительства РФ от 29.10.2009 № 860 устанавливает требования к их обеспеченности объектами сервиса. Уровень зависит от категории дороги. То есть межмуниципальная трасса, даже если ей пользуются туристы, может стоять практически пустой. В результате, например, части дорог Золотого кольца России не положены мотели и кемпинги, несмотря на их популярность у путешественников.

— Минусом указанного подхода является то, что он не учитывает целей, для которых граждане используют указанные автомобильные дороги. Между тем они могут быть востребованы как для сквозного проезда, так и для поездок с остановками, в том числе в туристских целях, — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

По словам главы московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР), директора Национального общественного центра безопасности дорожного движения Сергея Канаева, начать стоит с регламента, определяющего расстояние между теми или иными придорожными объектами.

— Причем стандарты должны учитывать плотность населения и особенности региона. Например, в Краснодарском крае, где много отдыхающих, кемпинги нужны чаще, чем Якутии, — подчеркнул он. — Такая система реализована в США и Канаде, которые по площади и числу граждан ближе к нам, чем Европа.

По оценке эксперта, в Центральной России за час можно проехать примерно 80 км. В зависимости от этого реально оценить, как именно стоит размещать придорожные объекты.

Сам законопроект конкретных цифр не содержит, но в нем говорится о необходимости установить правила, по которым будут оснащаться трассы.

Чтобы сделать страну более привлекательной для иностранных автотуристов, в документе предлагают ввести электронную очередь на путях международного автомобильного сообщения. Путешественник сможет записаться заранее и пересечь границу в отведенное ему время. Такая практика распространена по всему миру. Например, ряд пропускных пунктов в Белоруссии и странах Балтии работают по этому принципу.

Пилотными регионами, где начнет развиваться автотуризм, в проекте значатся Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Ростовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и Краснодарский край.

Если закрепить автотуризм в качестве приоритетного направления на федеральном уровне, отмечается в документе, сфера сможет получить вливания из бюджета. Также планируется привлечение частных инвесторов.

Прямой эфир