Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Игра на опережение: как «Тинькофф» увеличил некредитные доходы до 41%

Основную выручку принесли комиссии за трансакции по картам физлиц и предпринимателей
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Некредитные доходы «Тинькофф» в III квартале 2020 года достигли рекордных 41% — 13 млрд рублей. Об этом свидетельствует отчетность Группы по МСФО, с которой ознакомились «Известия». По словам экспертов, показатель роста говорит об успешном развитии экосистемы «Тинькофф», где треть клиентов уже оформляют два и более продукта. Менеджмент группы во время презентации отчетности также заявил о создании в компании нового департамента, который будет заниматься искусственным интеллектом.

Вернули прогноз

Чистая прибыль TCS Group (владеет банком, страховой и инвестиционной компаниями под брендом «Тинькофф») в III квартале 2020-го выросла на 30% в годовом исчислении до 12,6 млрд рублей, следует из отчетности группы. За девять месяцев текущего года показатель достиг 31,9 млрд рублей. При этом «Тинькофф» улучшил прогноз по прибыли по итогам 2020-го до 42 млрд рублей, таким образом вернув его на уровень, установленный еще до коронакризиса.

— В III квартале группа достигла несколько базовых стратегических целей: клиентская база увеличилась до 12 млн человек. «Тинькофф» стал крупнейшим в России розничным банком по числу активных клиентов. Ближайшая цель — 20 млн клиентов, — заявил председатель правления TCS Group Оливер Хьюз, представляя результаты отчетности.

Доля некредитных доходов увеличилась до рекордных для группы 41%. В III квартале комиссионные доходы составили почти 13 млрд рублей, а за девять месяцев — 33,4 млрд рублей, следует из отчетности, с которой ознакомились «Известия». По словам финансового директора «Тинькофф» Ильи Писемского, основные статьи в комиссионных доходах занимает трансакционный бизнес. Два быстрорастущих сегмента — эквайринг и инвестиционный бизнес, отметил Илья Писемский.

Комиссии по текущим счетам принесли банку более 7 млрд рублей за девять месяцев, плата за эквайринг — почти 5,5 млрд рублей, а брокерское обслуживание — 4,3 млрд рублей, следует из отчетности.

На обслуживании в банке находится почти 600 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, а в приложении «Тинькофф Инвестиции» к концу III квартала было более 2,4 млн клиентов, отчитался менеджмент группы. По данным Мосбиржи, больше всего частных инвесторов обслуживается именно в TCS Group.

Экосистемный подход

Высокая доля некредитных доходов говорит о том, что «Тинькофф» успешно строит экосистему финансовых сервисов, считает старший аналитик BCS Global Markets Елена Царева. По ее оценкам, этот же показатель у Сбербанка и ВТБ ниже 40%. Рост доли комиссионных доходов — позитивная динамика: снижается зависимость от кредитного бизнеса, который требует создания резервов и зависит от экономической ситуации в стране и состояния заемщиков, пояснила «Известиям» эксперт. По ее словам, комиссионный бизнес более стабильный.

По словам Елены Царевой, важный показатель развития экосистемы «Тинькофф» — рост числа продуктов на одного человека. По данным TCS Group, на конец сентября на одного пользователя услуг приходилось 1,4 продукта экосистемы (в начале года — 1,3 продукта). Около трети клиентов «Тинькофф» пользуются двумя и более сервисами.

Группа продолжит развивать экосистему за счет работы с искусственным интеллектом: на презентации отчетности менеджмент объявил о создании отдельного подразделения, которое будет заниматься AI-технологиями, сделав это направление приоритетом «Тинькофф». Руководить направлением будет Павел Калайдин, до этого работавший «ВКонтакте».

В конце 2019 года «Тинькофф» сформировал стратегию развития банкинга на основе искусственного интеллекта, напомнил «Известиям» представитель компании. Он уточнил, что AI используется в рекомендательной системе, в аналитке, в общении с клиентами и в предложении лайф-стайл услуг. В «Тинькофф» привели пример: искусственный интеллект помогает банку определить лимит по кредитной карте, а клиенту — сформировать сбалансированный инвестпортфель.

— У группы быстро растут доходы от комиссий за брокерские операции. Поскольку интерес клиентов банка к ним мог быть связан со снижением процентных ставок, должно пройти время, чтобы понять, насколько стабильны такие изменения, — заявил «Известиям» директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.

С точки зрения экосистемы основной конкурент «Тинькофф» — Сбер. «Тинькофф» в большей степени опирается на органический рост, в то время как Сбер покупает доли в компаниях, которые предполагает встроить в свою экосистему лишь в перспективе, отметил управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. По его словам, подход «Тинькофф» позволяет сразу реализовать наиболее перспективные идеи, в то время как Сбербанк часто вынужден тратить ресурсы на адаптацию уже имеющихся разработок под требования современных клиентов.

Вместе с тем у разработчиков Тинькофф-банка выше и цена ошибки, поскольку у них нет лояльной клиентской базы, которая обеспечивает денежный поток, пока банк работает над улучшением своих продуктов, опасается Станислав Волков.

По ожиданиям опрошенных «Известиями» экспертов, в дальнейшем экосистемы «Тинькофф» может расти как за счет развития новых сервисов, так и через слияние с другими игроками. Осенью 2020 года «Яндекс» вел переговоры насчет покупки 100% акций «Тинькофф», но сделка не состоялась.

Оптимистичный прогноз

Вместе с ростом доли комиссионных доходов банк наращивает и кредитную активно, подчеркнул Валерий Пивень: рост портфеля за квартал составил 5%, в то время как за первое полугодие 2020 года его объем увеличился менее чем на 3%.

Чистую прибыль банка за прошедший период 2020 года поддержала продажа портфеля долговых ценных бумаг, что обеспечило доход в размере 6,8 млрд рублей, отметила аналитик агентства Moody’s Мария Малюкова. Она подчеркнула: без этой продажи чистая прибыль Тинькофф-банка была бы сопоставима с итогами за III квартал предыдущего года.

— Прогноз банка по годовой прибыли в 42 млрд рублей и кредитным потерям в 10–11% выглядит оптимистично, учитывая тот факт, что вторая волна пандемии коронавируса в полном разгаре, есть снижение потребительского спроса и возможны какие-либо ограничения для бизнеса со стороны региональных властей, — заявила Мария Малюкова.

«Тинькофф» замедлил динамику чистых процентных расходов и роста кредитного портфеля до 12,9% г/г с 18,6% г/г по итогам II квартала и с 64% г/г по итогам 2019 года, отметил главный аналитик «Открытие Брокер» по российскому рынку Алексей Павлов. Тем не менее он добавил, что для достижения плана по прибыли в 2020-м холдингу достаточно в IV квартале заработать столько, сколько во II квартале, на который пришлась острая фаза пандемии.

Читайте также
Прямой эфир