Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Корабль «Союз МС-27» с тремя космонавтами приземлился в Казахстане
Мир
СВР узнала о подготовке Киевом схемы воровства денег налогоплательщиков Запада
Спорт
Объявлен окончательный состав «России 25» на Кубок Первого канала
Общество
Эксперт рассказала о возвращении покупателей на рынок де-люкс-недвижимости
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Армия
Герасимов назвал взятие Красноармейска важнейшим этапом освобождения Донбасса
Мир
В Китае оценили поддержку России на фоне напряженности в отношениях КНР и Японии
Общество
ФСБ задержала фигурантов незаконного оборота драгметаллов в Магаданской области
Мир
Литва объявила чрезвычайное положение из-за воздушных шаров из Белоруссии
Общество
В аэропорту Нальчика ввели временные ограничения на полеты
Наука и техника
Нейроинтерфейс для контроля человека в VR-среде создали в России
Общество
США выдали России укравшего 123 млн рублей афериста
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Мир
Итальянский певец Сандро Джакоббе умер на 76-м году жизни
Общество
Режим ЧС регионального уровня введут в Чувашии после атаки БПЛА

Рубль берегут: составлен рейтинг банковских предпочтений россиян

На что обращают внимание клиенты при выборе финансовой организации
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Банки «Сбер», ВТБ и «Тинькофф» заняли три первых места в рейтинге востребованности у россиян. Данные приводит компания «Делойт», которая исследовала предпочтения граждан и сделала выводы об активной клиентской базе российских банков. Услугами тройки лидеров в последнее время пользовались чаще всего: к «Сберу» обращались 87% респондентов, к ВТБ — 23%, к «Тинькофф» — 19%. На что клиенты обращают внимание при выборе банка — в материале «Известий».

Клиенты и рынки

«Сбер», ВТБ и «Тинькофф» оказались самыми популярными у россиян, но по разным причинам. Их бизнес-модели различаются, отмечают авторы исследования. «Сбер» занял первую строчку ожидаемо — в нем обслуживается большая часть всего населения России. ВТБ уступает ему по размеру розничной сети, но активно развивает клиентский сервис и цифровизацию. «Тинькофф» делает упор на транзитно-расчетные операции и дополнительные сервисы и услуги, что вывело его на высокую позицию в рейтинге популярности российских банков.

По данным исследования, прежде всего на выбор клиентов влияют привлекательные условия банков. Речь идет не только об экономической выгоде, но и возможности удовлетворять повседневные потребности. За этот ответ проголосовал 61% респондентов. На втором месте — надежность банка (56%). Для людей старше 45 лет этот фактор важнее, чем другие. В третью и четвертую очередь россияне обращают внимание на удобство сервисов и качество обслуживания (49 и 45% соответственно). Остальные критерии — близость отделения, зарплатный проект, программа лояльности, рекомендации друзей и семьи, реклама — имеют меньшее значение.

— В текущих реалиях конкуренция в банковской отрасли основывается на выборе разных стратегий работы с клиентами, то есть выборе разных бизнес-моделей. Именно бизнес-модель определяет, каким образом компания должна создавать ценностное предложение, как оно будет представлено на рынке и что необходимо сделать для того, чтобы завоевать доверие и лояльность клиентов, — поясняют авторы исследования.

Портреты клиентов в исследовании разделяются по возрастному критерию, месту жительства и размеру населенного пункта. Социальные характеристики значительно влияют и на бизнес-модели банков, и на предпочтения россиян. К примеру, у «Сбера» широкая аудитория, равномерно включающая клиентов разного возраста, но «Тинькофф» и МТС Банк смещают фокус внимания на молодежь — это закладывается в стратегии финансовых организаций.

Кроме того, «Сбер» стремится присутствовать везде, где можно, как, например, и Почта Банк. У других аудитория ограничивается конкретным регионом — банк «Санкт-Петербург», Московский кредитный банк и «Ак Барс».

В крупных городах «Сбер» конкурирует с другими банками, поэтому в городах с населением менее 300 тыс. жителей у него немного больше клиентов (90%), чем в миллионниках (86%). Обратная ситуация у «Тинькофф» и Альфа-банка — доля россиян, которые пользуются их услугами, в мегаполисах выше.

Продукты и сервисы

Популярность отдельных продуктов и сервисов у банков разная: иногда с перекосом в сторону одного-двух вариантов, иногда нет. К примеру, продукты «Сбера» и ВТБ востребованы примерно равномерно, что обусловлено их бизнес-моделями. Но клиенты Райффайзенбанка чаще всего пользуются дебетовыми картами, а к другим продуктам обращаются меньше. Напротив, клиенты «Ренессанс Кредит» и Хоум Кредит энд Финанс Банка в большинстве выбирают кредитные услуги.

Банковская карта — самый популярный у россиян продукт финансовых организаций. В этом сегменте исследования тройка лидеров та же: 71% граждан пользуются картами «Сбера», 8% — ВТБ, 7% — «Тинькофф».

Но у каждого банка свой подход. «Тинькофф», например, изначально специализировался на выдаче кредитных карт, но сейчас он активно выпускает дебетовые, подключая через них доступ к дополнительным финансовым продуктам и лайфстайл-сервисам, связанным с покупкой билетов в кино и на концерты, организацией путешествий, шопингом и т.д.

По словам представителя «Тинькофф», банк около двух лет назад отказался от слова банк в названии, так как сейчас «Тинькофф» представляет собой большую экосистему, выстроенную вокруг финансовых услуг.

— Мы исторически шли своим собственным путем — на основе розничного банкинга запускали другие ветви бизнеса: страхование, мобильный оператор, брокерский бизнес, агентство путешествий, услуги для бизнеса и т.д. Фактически смысл экосистемы в том, что она закрывает большинство потребностей клиентов: записаться к врачу, купить билет, забронировать столик в ресторане и т.д., а самому бизнесу помогает привлекать и вовлекать новых клиентов. Выстраивая собственную экосистему, мы практически не покупали сторонние компании — мы шли по пути партнерств с другими бизнесами по принципу win-win, то есть нам проще договориться. Бизнесы получают клиентов, а мы повышаем ценность банка для клиентов, — отметил он.

Совкомбанк для привлечения клиентов использует карты рассрочки «Халва», а Почта Банк выпускает кобрендинговые карты, интересные для его аудитории: к примеру, карты «Магнит» и «Пятерочка» с бонусами.

Второй по популярности продукт — приумножение сбережений. В этом сегменте востребованность зависит в том числе от финансовой грамотности. Довольно консервативная аудитория «Сбера» и ВТБ пользуется вкладами в основном для сохранения денежных средств (41 и 36%), и лишь малая часть инвестирует (5 и 9%).

Другая ситуация у «Тинькофф». Более молодая аудитория банка с готовностью выбирает инвестиционные продукты, которые компания активно развивает. Но вклады, напротив, клиенты «Тинькофф» открывают реже, чем в других банках (21%)

Каналы

Далеко не все россияне пользуются мобильными приложениями банков, и в этом сегменте из тройки лидеров ушел ВТБ. На первом месте расположился МТС Банк — его онлайн-сервис установлен у 99% клиентов. Следом идут «Сбер» (87%) и «Тинькофф» (82%).

— Наиболее востребованными у граждан оказались приложения тех игроков рынка, стратегии которых направлены на развитие экосистемы своих продуктов и услуг. Выбор подобной бизнес-модели говорит о высоком уровне технологичности указанных банков, который позволяет им эффективно развивать систему предлагаемых продуктов и услуг за счет грамотной работы с большими объемами данных о пользователях, построения качественного взаимодействия с клиентами через цифровые каналы и т.д., — отмечают авторы исследования.

По этим же причинам МТС Банк и «Тинькофф» вышли в лидеры по лояльности к рассылкам об акциях и спецпредложениях. К ним благосклонно относятся 35 и 34% их клиентов соответственно. Эти банки обладают широким спектром информации о своей аудитории и знают, что ей предложить.

По словам генерального директора аналитической компании Frank RG Юрия Грибанова, развитие собственных экосистем — одна из приоритетных задач крупных банков.

— Все банки экспериментируют с этой новой сущностью, усиливают свои технологические сервисы партнерскими решениями или собственными, которые не связаны напрямую с финансовым сервисом. Это доступ к сайтам развлечений, путешествий и прочим — любым, которыми клиент пользуется в обычной жизни и которые можно каким-то образом интегрировать в банковское приложение. Это касается и розничных клиентов, и малого и среднего бизнеса. В этом сегменте в ближайшие несколько лет нас ждут интересные истории, — сказал он «Известиям».

Банки активно стараются использовать технологии для улучшения каналов коммуникации с клиентами. «Тинькофф», к примеру, внедряет искусственный интеллект.

— Мы хотим, чтобы финансовые услуги были не просто трансакционным банкингом, мы внутри «Тинькофф» активно развиваем стратегию AI, то есть банкинг, основанный на искусственном интеллекте. Это более умный подход в оказании услуг, чтобы приложение помогало человеку максимально экономить время, решать его задачи, предугадывало бы его действия. Искусственный интеллект может, например, предположить, что нужно клиенту, зачем он открывает приложение, — добавил представитель банка в беседе с «Известиями».

В рамках исследования компания «Делойт» провела онлайн-опрос среди 5 тыс. респондентов из восьми федеральных округов и в более чем 200 городов России. Кроме того, авторы рейтинга изучили и проанализировали открытые данные, в том числе отчетности банков.

Читайте также
Прямой эфир