Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле усомнились в изменении линии НАТО после назначения Рютте генсеком альянса
Политика
Путин указал на вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета России
Общество
Минздрав выдал разрешение на исследование нового препарата от ботулизма
Экономика
Госдума приняла закон об индексации пенсий работающим пенсионерам
Мир
Лавров назвал курс США на удержание гегемонии обреченным на неудачу
Мир
Марк Рютте утвержден на пост генсека НАТО
Армия
Борт с освобожденными из плена российскими военнослужащими прибыл в Москву
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
США по условиям сделки обязались не предъявлять Ассанжу новых обвинений
Армия
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
Общество
Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову
Происшествия
Силы ПВО сбили украинскую ракету над Дмитриевским районом Курской области
Происшествия
В Башкирии пятеро детей госпитализированы из-за пищевого отравления
Мир
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Мир
Захарова назвала санкции в отношении ряда СМИ ЕС ответными мерами
Мир
Политолог связал освобождение Ассанжа с предвыборной кампанией Байдена
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Еврокомиссия (ЕК) презентовала пакт, который должен определить, как ЕС будет решать проблему мигрантов. Новый план должен вовлечь все 27 стран, взгляды которых противоречат друг другу: в то время как средиземноморские государства настаивают на обязательном распределении беженцев по всему Евросоюзу, континентальные их принимать отказываются. В попытке удовлетворить и тех и других ЕК предложила компромиссный вариант: страна либо принимает мигрантов, получая за это денежную компенсацию, либо оплачивает свой отказ. Теперь пакт должен одобрить Европарламент, однако опрошенные «Известиями» евродепутаты дали понять: доволен новым планом не остался никто.

Обязательная солидарность

23 сентября Европейская комиссия представила миграционный пакт, который должен определить единый подход Евросоюза к решению проблемы иммиграции и предоставления убежища. Этот документ планировали обнародовать еще в феврале 2020 года, однако сроки подкорректировала пандемия COVID-19. В последние недели миграционная проблема вновь вышла на авансцену. Поводом стал пожар, произошедший в ночь на 9 сентября в крупнейшем европейском лагере беженцев Мория на греческом острове Лесбос, — тогда без жилья остались около 13 тыс. человек, и для Афин вновь стал актуален вопрос, какая из европейских стран будет готова разделить возложенное на Грецию бремя.

Как заявили «Известиям» в Еврокомиссии накануне публикации пакта, новый механизм предусматривает «всеобъемлющий подход ко всем аспектам миграции, касается управления на границах и обеспечивает более четкую согласованность внутренней и внешней политики» ЕС.

мигранты ес

Прием мигрантов из Алжира в порту Малага, Испания, 25 июля 2020 года

Фото: Global Look Press/Jesus Merida/Keystone Press Agency

Новый план, который продвигала в ЕС германская сторона, подразумевает «справедливое распределение ответственности и солидарность между странами-членами». Он предусматривает обязательный осмотр въезжающих в ЕС (проверка здоровья, личности и безопасности), а также ускоренную процедуру прохождения границы для просителей убежища с быстрым возвратом тех, кто соответствующее разрешение не получил.

Что касается ключевого вопроса — участия всех стран в решении миграционной проблемы, то у членов ЕС будет несколько опций на выбор:

— Принять на своей территории новоприбывших. В обмен на это государство получит из бюджета ЕС €10 тыс. за одного размещенного человека;

— Спонсировать отправку обратно тех, кому было отказано в убежище. Так, например, если мигрант, прибывший в Грецию, должен быть выслан, то все расходы за это на себя возьмет, скажем, Польша, которая принимать беженцев отказывается в принципе;

— Предоставлять странам приема оперативную поддержку — например, лекарства или какое-либо оборудование.

Единого подхода к миграционному вопросу у Евросоюза нет, свою политику на этом направлении каждая страна определяет самостоятельно. Единственный общеевропейский документ по этой теме — Дублинский регламент. Он действует с конца 1990-х и определяет, какое государство должно предоставить убежище. Обычно это страна, через которую беженец попадает в Евросоюз, то есть государство на внешнем рубеже объединения.

мигранты ес

Мигранты на границе Турции и Греции, 27 марта 2020 года

Фото: Global Look Press/Yasin Akgul/dpa

Учитывая, что основные потоки идут из Северной Африки и стран Ближнего Востока и направляются по средиземноморскому маршруту, с наибольшими проблемами столкнулись Италия, Испания, Греция, Мальта и Кипр. По сравнению с 2015 годом, когда только по официальным подсчетам управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в ЕС прибыли около 1 млн мигрантов, сегодня ситуация выглядит спокойно: по данным на 21 сентября, в 2020 году в Европу въехали всего 55 тыс. беженцев. Однако они оседают именно в пяти средиземноморских странах — дальше на континент им путь закрыт. Поэтому логично, что именно государства на юге ЕС требуют от Брюсселя в добровольно-принудительном порядке распределять беженцев по континенту.

Страны континентальной Европы предсказуемо выступили против такого подхода — еще до публикации пакта идею «обязательной солидарности» отринули страны Вишеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), а также Австрия и Словения. По мнению ряда европейских политиков, такая концепция принципиально от предыдущей не отличается и сводится к продвигаемой в ЕС «политике открытых границ».

Евросоюз заставляет страны-члены принимать мигрантов или платить за то, что они этого не делают. Это подрывает суверенитет участников, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам (LIBE), бельгийский депутат Том Вандендриссе. — С почти нулевым числом репатриированных мигрантов, которым отказано в статусе беженцев, подход ЕС, по сути, сводится к «политике открытых границ». Таким образом, новый план, скорее всего, укрепит нынешнюю несостоятельную миграционную линию Евросоюза.

Перерыв на пандемию

Европарламентарии говорят о том, что для продвижения своего миграционного пакта в Брюсселе используют пандемию COVID-19.

Еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон сказала, что потоки мигрантов из Африки лишь усиливаются, поскольку из-за коронавируса условия жизни там ухудшились. Таким образом, новая миграционная политика ЕС должна охватывать растущее число иммигрантов, а «европейская солидарность» должна стать обязательной для всех, — сказал «Известиям» член комитета ЕП LIBE, словацкий политик Милан Урик. — Я считаю этот подход неприемлемым: из-за COVID-19 Европа сама столкнулась с большими сложностями, иммиграция была источником огромных проблем, и открытие границ их только усугубит.

Коронавирус действительно смягчил подход европейцев к вопросам миграции. Так, в Италии легализовали незаконных мигрантов, которые задействованы в сферах сельского хозяйства, ухода за престарелыми и домашней работы; в Португалии узаконили статус беженцев с просроченными документами и дали им право на господдержку, медпомощь и пособия; в Германии, Испании и Франции мигрантам упростили доступ к рынку труда — в частности, в медицинской сфере.

Что касается притока новых беженцев, то и здесь COVID-19 сделал свое дело. Как сообщили «Известиям» в агентстве по безопасности внешних границ ЕС, в первые восемь месяцев этого года сократилось количество прибытий по маршрутам в Восточном и Западном Средиземноморье, а это, в свою очередь, снизило число незаконных пересечений границ на 14% — до 60,8 тыс. случаев.

мигранты ес

Порт Малага, Испания, 25 июля 2020 года

Фото: Global Look Press/Jesus Merida/Keystone Press Agency

— В августе по сравнению с предыдущим месяцем этот показатель упал на 30% и составил около 9,2 тыс. незаконных въездов, — отметили в агентстве.

Вместе с тем пандемия высветила проблемы в решении миграционных вопросов в самом ЕС. Это и нелегальные поездки просителей убежища в третьи страны, и невозможность подать соответствующее прошение; и запрет проводить спасательные операции в море; и, конечно, условия, в которых содержатся уже прибывшие в Евросоюз беженцы, со всеми вытекающими из пандемии сложностями.

— То, как в ЕС сейчас обращаются с просителями убежищ, абсолютно ужасно. Мы видели, что было после пожара в Мории, когда члены ЕС отказались выйти вперед и принять тысячи людей, лишенных жилья и оказавшихся в более тяжелой ситуации, чем они были до этого, — сказала «Известиям» член комитета ЕП LIBE, ирландский депутат Клэр Дэйли. — Людей должны эвакуировать и распределить между государствами-членами как можно скорее.

Однако, учитывая происходящее до пандемии, и то, что этот кризис используют как предлог для всё больших злоупотреблений в местах содержания мигрантов, вряд ли что-либо изменится, подытожила политик.

Прямой эфир