Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипажи танков Т-80 нанесли огневое поражение ВСУ на южнодонецком направлении
Происшествия
Порядка 30 домов повреждены в Энгельсе в результате атаки БПЛА
Мир
Нетаньяху подарил сенатору США серебряный пейджер в честь операции в Ливане
Мир
Трамп указал на необходимость поддерживать отношения с РФ
Мир
Паводок отошел от 74 домов в Ашинском районе Челябинской области
Мир
Ватикан сообщил об улучшении состояния папы римского
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Великобритании остановить поставки оружия Киеву
Мир
Йеменские хуситы заявили об ударе ракетами и дронами по американскому авианосцу
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 20 марта
Общество
С бывших чиновников Курской области взыскали более 4,1 млрд рублей в пользу РФ
Происшествия
Водитель автомобиля погиб в результате столкновения с грузовиком на трассе М-10
Экономика
Аналитики зафиксировали стагнацию стоимости жилья всех форматов
Общество
Средний чек россиян в ресторанах и кафе вырос на 13%
Общество
Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность немецкой НПО
Общество
По искам Генпрокуратуры были изъяты 2,4 трлн рублей у пяти компаний
Мир
Захарова назвала принудительную мобилизацию на Украине геноцидом народа
Общество
ФСБ России задержала жительницу Джанкойского района Крыма за госизмену
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Госдуме предложили законодательно разрешить россиянам водить машину с 16 лет. Аргументы таковы: в этом возрасте молодые люди уже могут официально работать, учиться в другом городе и жить отдельно от семьи. Возможность к этому времени получить водительские права будет как раз кстати. Насколько жизнеспособна инициатива — в материале «Известий».

От 16 и старше

Автор инициативы — самый молодой депутат Государственной думы Василий Власов. По данным СМИ, свои предложения депутат изложил в письме к начальнику ГУОБДД МВД России Михаилу Черникову.

«Прошу Вас рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство в части снижения возрастного ценза, необходимого для управления легковым автомобилем в России, до 16 лет, а также предоставления права проходить обучение на получение водительского удостоверения категории «B» с 15 лет и шести месяцев», — говорится в обращении.

По мнению Василия Власова, разрешение 16-летним управлять личным автомобилем подстегнет обзавестись своим авто, и, как следствие, появится желание раньше устроиться на работу, стать финансово независимыми, что в итоге позволит молодежи в более раннем возрасте быть вовлеченными в экономические процессы.

автошкола
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Правда, некоторые коллеги депутата уже высказались об инициативе отрицательно. Так, по мнению главы комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева, подобные правила могут погубить новое поколение России на дорогах.

«Если аналитику взять, то гибнут начиная с 18 и до 26 лет. Лихачество, лихачество, лихачество. Мы новое поколение России не должны губить на дорогах... Поэтому мое мнение — нет», — заявил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству.

Запретить, нельзя?

Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов также не поддерживает предложение о выдаче удостоверений несовершеннолетним, отмечая, что 16-летний не в состоянии полностью отдавать себе отчет в своих же действиях.

«Мы получим человека, по закону не отвечающего за свои действия на дороге. Это будет большое количество детей на дорогах, которые к движению не подготовлены — психологически в том числе», — заявил эксперт.

То, что аварии будут, также не исключает и координатор движения «Общество синих ведерок» Павел Шкуматов, но, по его словам, это все-таки не повод накладывать запреты.

автошкола
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«Безопаснее тогда запереть людей дома, запретить выходить. Да и то они могут поскользнуться и удариться об угол стола, — говорит в беседе с «Известиями» автоэксперт, который в свои 16 лет уже умел управлять автомобилем. — 16 лет — вполне нормальный возраст, а современные автомобили не чета тем, что были в мои 16 лет. Почему не дать молодым людям возможность обучиться управлению автомобилем с коробкой «автомат»? Может, и автомобиль купят — сейчас он более доступен. Нужно разрешать и всячески помогать осваивать правила дорожного движения. Не запрещать — «как бы что не вышло», а именно разрешать тем, кто хочет и тянется к автомобилю».

Автоэксперт Вячеслав Субботин также положительно оценивает предложение снизить возрастной ценз для получения прав, поскольку молодые люди обладают лучшей реакцией, чем люди в возрасте, а нехватку опыта у начинающих можно компенсировать современными технологиями, встроенными в автомобиль.

«В них есть удержание в полосе, автоматическое торможение, предупреждение, ремни самостоятельно подтягиваются… Поэтому вполне разумно снизить возраст до 16 лет», — отметил эксперт.

Рановато будет

По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, все-таки 16 лет для получения удостоверения — рановато, но водить тот же автомобиль с 17 лет реально при соблюдении некоторых условий.

автокшола
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

«Все-таки 18 лет не зря во всем мире придумано — с точки зрения психологии, наверное, у человека что-то в голове устаканивается (в 16 лет в голову еще вовсю бьют гормоны), — отмечает в беседе с «Известиями» эксперт. — Мне больше нравится другое предложение, которое с год назад озвучил глава ГИБДД: взять европейский опыт, изучить и может быть попробовать выдавать права с 17 лет, но с ограничениями. Суть в том, что ты получаешь эти права, но управлять можешь в присутствии взрослого, опытного человека. И за год или полгода молодой человек или девушка получают опыт, который они бы не смогли получить в автошколе».

Игорь Моржаретто отмечает, что обучать вождению можно и с 14 лет — на закрытых площадках, под присмотром. В принципе, уже есть детские, юношеские автошколы. Но права выдавать все-таки с 18 лет или с 17, но при соблюдении условий.

«Можно водить пораньше, но только под очень строгим наблюдением человека, который в этом заинтересован. Если рядом сидит отец, он не даст хулиганить», — отмечает эксперт.

Не хватает гарантий

Независимый автоэксперт Дмитрий Попов называет себя приверженцем идеи о более раннем допуске к управлению транспортным средством. Два года назад он посадил свою 15-летнюю дочь за руль. Говорит, что «занимался с ней по-честному и по нормальным методикам» и в результате вместе с коллегой подготовил «грамотного профессионального водителя, который на настоящий момент даст фору многим водителям со стажем». В беседе с «Известиями» автоэксперт замечает, что на пути выхода идеи о раннем управлении транспортом в массы есть два серьезных препятствия.

права
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

«Первое — у подростка еще не так хорошо выражено социальное спокойствие по отношению к другим участникам дорожного движения. Очень много всего на эмоциях, на отсутствии опыта. И поэтому история, чтобы в машине присутствовал взрослый человек, имеющий активный подтвержденный стаж управления транспортным средством не менее 5 лет, разумна. Пусть подросток сидит за рулем в присутствии своих родителей — не вижу в этом ничего криминального», — замечает Дмитрий Попов.

По его словам, все, кто критикует идею о получении водительского удостоверения в 16 лет, говоря, что «ребенок не готов», «ребенок слабый», на самом деле «молчат об одном и том же». И в этом кроется второе препятствие.

«Всё зависит от того, кто, как и чему учит. Государство пустило систему подготовки водителей и систему допуска к управлению транспортным средством на самотек. Такое впечатление, что люди, которые пишут программы подготовки водителей и регламенты приема экзаменов, живут на Луне и принимают экзамены у луноходов. Если бы мы могли дать гарантии того, что экзамен будет честным, добросовестным, а обучение будет полноформатным и полноценным, то в этом случае мы могли бы выпустить на дороги и 16-летних водителей, — считает автоэксперт. — Чтобы не было слабого навыка, надо чтобы экзамен был честным. Давайте дадим возможность ребенку не гарантированно получить водительское удостоверение, а допустим его до экзаменов, пусть сдает на общих основаниях».

Читайте также
Прямой эфир