Роль в истории: за что защитника Ефремова лишают статуса
Минюст России отреагировал на шоу адвокатов Эльмана Пашаева и Александра Добровинского, в которое превратился процесс по делу актера Михаила Ефремова о «пьяном» ДТП. Первого теперь намерены лишить статуса, а второго — привлечь к дисциплинарной ответственности. Защитник актера заявил «Известиям», что пока не в курсе решения ведомства, а представитель потерпевших в четверг отключил телефон. В адвокатские палаты документы от Минюста могут поступить уже в пятницу, сообщил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией.
Деятельность подвела
Минюст России потребует лишить статуса адвоката Эльмана Пашаева, защищавшего в суде Михаила Ефремова. А также привлечь к дисциплинарной ответственности представителя потерпевшей стороны Александра Добровинского. Соответствующее заявление ведомство сделало в четверг вечером.
— Оба представления будут направлены в связи с деятельностью данных адвокатов в рамках резонансного уголовного дела о ДТП с участием актера Михаила Ефремова, — говорится в официальном заявлении Минюста.
Источник «Известий», знакомый с ситуацией, рассказал, что представления из территориальных органов Минюста по Северной Осетии и Москве в адвокатские палаты Пашаева и Добровинского поступят уже в пятницу.
В отношении обоих защитников дисциплинарные дела за нарушение Кодекса адвокатской этики были возбуждены Федеральной адвокатской палатой (ФПА) еще 10 июля.
— Если представление территориального органа Минюста поступит в адвокатскую палату до принятия решения по предыдущему представлению президента ФПА, то региональные палаты могут объединить рассмотрение двух дисциплинарных производств. Но это остается на усмотрение палаты, — пояснил «Известиям» вице-президент ФПА Геннадий Шаров.
Он добавил, что принимать решение об ответственности адвокатов будет совет палат, в которых они состоят.
Эльман Пашаев заявил, что еще не в курсе сделанного Минюстом заявления.
— Преждевременно это заявление комментировать, подождем, когда поступит в адвокатскую палату, — сказал «Известиям» юрист.
Александр Добровинский был недоступен для комментария, он отключил телефон.
Адвоката Сергея Аверцева, представлявшего интересы Виталия Захарова, старшего сына погибшего в ДТП, обрадовало решение Минюста в отношении Эльмана Пашаева.
— Считаю, что это положительный момент в российской юриспруденции. Ибо те действия, которые совершал Пашаев, заслуживают не только словесного порицания и общественного суждения, но и дисциплинарных мер соответствующих органов, — сказал он «Известиям».
Относительно Александра Добровинского адвокат отметил, что не был согласен с его словами и действиями, но пока непонятно, за что конкретно его хотят привлечь к ответственности.
Ранее Михаил Ефремов в беседе с представителями ОНК негативно отозвался о результатах работы своего защитника. По словам актера, именно Эльман Пашаев «подставил» его под суровый приговор.
Два «беса»
Принятое Минюстом решение коллеги Эльмана Пашаева и Александра Добровинского посчитали запоздалым.
— Совершенно неподобающее поведение продолжается уже несколько месяцев. Стоит немного отмотать ситуацию назад — к моменту, когда Ефремов признавал свою вину и предлагал достаточно солидную компенсацию потерпевшим. А те, в свою очередь, под давлением адвоката Александра Добровинского отказались от денег и каких-либо переговоров с представителями актера и стали требовать «крови» Ефремова. И уголовное дело получило новый виток, которым и воспользовался Эльман Пашаев, — сказал «Известиям» заслуженный юрист России Иван Соловьев.
По его словам, защитники сторон в этом деле перекидывались человеческими судьбами, как мячиком в пинг-понге.
— Единственное, что у них прекрасно получилось — это сериал «Пашаев и Добровинский», который вся страна смотрела на протяжении нескольких месяцев. В итоге эти два «беса» могли способствовать тому, что Ефремову назначили максимально возможный срок в этой ситуации, а потерпевшая сторона получила вместо 7 млн рублей только 800 тыс., — заключил юрист.
По мнению Ивана Соловьева, если бы Ефремов заплатил потерпевшим, и ему было бы спокойнее, и родственники Захарова смогли бы на эти деньги улучшить свои жилищные условия и дать хорошее образование детям. В этом нет ничего зазорного.
Юрист не исключил, что Минюст потребовал лишить Пашаева адвокатского статуса, потому что в суде тот, возможно, представил фальшивых свидетелей, а также затягивал процесс и действовал в ущерб своему подзащитному. Добровинский сыграл не такую негативную роль, он занимал оборонительную позицию, но мог сделать для своих доверителей гораздо больше, если бы не пиарился, полагает эксперт.
— Самое главное, что адвокаты забыли, кто они. А имя Эльмана Пашаева вообще станет нарицательным, — считает Иван Соловьев.
Поведение защитников по делу Михаила Ефремова вызвало осуждение в рядах не только российских, но и зарубежных коллег. Глава адвокатского бюро Fedor Kozlov & Associates в Чикаго Федор Козлов отметил, что профессиональное сообщество США также внимательно следило за ходом судебного разбирательства.
— Нас поразила выстроенная линия защиты — сначала подсудимый якобы не помнил, что он сидел за рулем. А потом его вообще «посадили» на пассажирское сиденье, — пояснил «Известиям» Федор Козлов. — Чтобы развалить обвинение, надо было уделять внимание не этим обстоятельствам.
Юрист подчеркнул, что для успешного исхода в таких делах защитникам необходимо сосредоточиться на качестве проведенных экспертиз. Можно было поставить под сомнение выявленное количество алкоголя в крови. Выяснить, был ли исправен прибор в момент взятия проб, насколько компетентен специалист, проводивший медосвидетельствование.
— Мы должны были увидеть кропотливую работу со стороны защиты, а вместо этого перед нами разыграли только какое-то театральное представление. Заявления адвокатов не имели никакого юридического значения. Шок в том, что мы не увидели вообще никакой работы защитников. Было много свидетелей, показания которых не имели значения для дела, — посетовал Федор Козлов.
Как писали «Известия», 8 сентября Пресненский суд приговорил Михаила Ефремова к восьми годам заключения в колонии общего режима. Сейчас актер находится в следственном изоляторе «Водник» и ждет апелляции.