Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Современный Георгиевский крест чеканят дореволюционным штемпелем»
2020-09-01 18:49:21">
2020-09-01 18:49:21
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

3 сентября отмечается 75-летие окончания Второй мировой войны. В ознаменование торжества Победы в Оружейной палате Московского Кремля до 23 декабря 2020 года развернулась экспозиция «Военные награды России». О выставке и вообще об истории русских орденов «Известиям» рассказала хранитель коллекции фалеристики, заведующая научно-хранительским отделом «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля, доктор исторических наук Людмила Гаврилова.

— Насколько обширно собрание фалеристики в Музеях Московского Кремля?

У нас лучшая в мире коллекция российских орденов, иностранных орденов наших императоров, советских орденов и орденов новой России. К сожалению, пока у нас нет орденов, учрежденных после 2005 года.

Выставки «Военные награды России» в Парадном вестибюле Оружейной палаты

Выставка «Военные награды России» в Парадном вестибюле Оружейной палаты

Фото: Музеи Московского Кремля

В постоянной экспозиции Оружейной палаты выставлена лишь небольшая часть нашей коллекции. Но вы можете увидеть, к примеру, «Установление об орденах российских», утвержденное императором Павлом в день коронации, 5 апреля 1797 года. Туда он включил четыре ордена — Андрея Первозванного, Александра Невского, Святой Екатерины и Святой Анны. Павел не включил в список ордена Св. Георгия и Св. Владимира — очень важные не только для Российской империи, но и для всей Европы. Ведь орден Св. Владимира был в своем роде новаторским — он давался не только за военные, но и за гражданские заслуги. Тем не менее во время коронации Павел не мог не упомянуть Св. Георгия. Это был самый главный военный орден страны. Император признал этот орден. Но в свое царствование им не награждал, вместо него вручался орден Св. Иоанна Иерусалимского.

У нас хранятся все оригиналы статутов российских орденов. В прошлом году, когда отмечался юбилей ордена Св. Георгия, мы впервые опубликовали его статут, подписанный Екатериной Великой и оформленный художником Козловым. Этот документ — сам по себе великолепный памятник истории и произведение искусства, который до того мало кто видел.

Публикация оригинала Статута Военного ордена Св. Георгия 1769 года из собрания Музеев Московского Кремля, 2019 год

Публикация оригинала Статута Военного ордена Св. Георгия 1769 года из собрания Музеев Московского Кремля, 2019 год

Фото: Музеи Московского Кремля

В основной экспозиции, в Зале Русского вооружения XII — начала XIX века, также представлены награды, вручавшиеся военным. Поэтому вы не увидите там, к примеру, орден Св. Екатерины. Зато тут есть все разновидности «Владимира с мечами», а также крест и звезда ордена Св. Георгия, принадлежавшие самой Екатерине II. Здесь, как и на выставке, рассказ начинается с самых первых российских военных наград — жалованных золотых. В конце XVII столетия назрела необходимость в военных наградах, которые можно было бы носить публично: именно жалованные золотые стали, по сути, первыми российскими наградами.

— А как вообще менялись военные ордена и отношение к ним в обществе?

— Уже в оформлении жалованных золотых применялись эмаль, драгоценные камни для украшения, как, например, у награды князя В.В. Голицына за Крымский поход, хранящейся в нашем собрании. По сути, это монетовидные знаки — то есть ими награжденный мог, теоретически, расплатиться. Но большинство всё же предпочитало носить их как знак своей доблести, верности отечеству. Интересно, что ушко для крепления на жалованных золотых, а затем на наградных медалях с портретом императора не ставилось изначально, это была забота самого награжденного. И еще интересный факт — со времен Северной войны появилась традиция, существовавшая столетие только в России, награждать особыми жалованными золотыми, а позднее наградными медалями, всех, участвовавших в том или ином сражении. В ХХ веке она возродилась во время Великой Отечественной — вспомним, например, ту самую «медаль за город Будапешт» из популярной песни Марка Бернеса.

Это очень интересная и неожиданная историческая параллель — казалось бы, наградная система Российской империи в корне отличалась от советской. Другие символы, другие названия, само оформление — красноармеец с винтовкой, пятиконечная звезда и тому подобное. Но наступил момент, когда понадобилось воодушевить весь народ на борьбу с врагом, без различия в убеждениях — и тогда появляются орден Славы, орден Александра Невского, появляются медали, о которых я только что говорила.

Орден Александра Невского

Орден Александра Невского

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Орден — символ доблести, славы, чести. Но как объект ювелирного искусства он имеет и материальную ценность. Вероятно, самые дорогие ордена в мире — награды, подобные нашим ордену «Победа» или ордену Св. Екатерины?

— Эти награды, конечно, имеют огромную ценность — в том числе и материальную. Но главной составляющей в формировании цен на рынке фалеристики является в первую очередь редкость награды. Возьмем, например, британский Крест Виктории. За всю Крымскую войну — чуть более ста награждений. А ведь она изготовлена из бронзы. По легенде, это бронза русских пушек, захваченных англичанами под Севастополем. Но, повторюсь, это в конечном счете просто бронза. Но эта медаль стоит у коллекционеров баснословных денег — именно благодаря своему статусу. То же касается и знаменитых российских орденов — их ценность прежде всего в их уникальном статусе. Бриллианты, драгоценные камни, золото, из которых сделан орден, куда менее важны.

Во все времена очень четко разделялись жалованные императорские портреты, драгоценности из Императорского Кабинета, прочие монаршие подарки, которые можно было продать, переплавить, подарить кому-то еще, — и ордена, которые в большинстве случаев после смерти кавалера полагалось сдавать.

— Популярны ли выставки орденов у широкой публики?

До 2004 года такие выставки не устраивались. Видимо, казалось, что на фоне царских венцов и других великолепных сокровищ Оружейной палаты ордена смотрятся как-то скромно. Но оказалось, что публика интересуется фалеристикой, хочет видеть именно награды. Мы постоянно проводим выставки орденов, не только в Музеях Московского Кремля, но и в других городах страны. К примеру, в прошлом году была большая выставка во Владивостоке, «За службу и храбрость. Награды России». Интерес был огромный, публика буквально валом валила. То же самое происходит практически со всеми экспозициями, связанными с фалеристикой, особенно с военными наградами. Потом мы впервые показали нашу коллекцию иностранных орденов российских императоров на выставке «Державные кавалеры» в 2010 году. И интерес проявили не только в России, но и за рубежом.

награды
Фото: Музеи Московского Кремля

Представители Мальтийского ордена, узнав, что у нас хранятся единственные сохранившиеся после захвата Мальты Наполеоном Бонапартом кресты великих магистров, предложили сделать выставку «Сокровища Мальтийского ордена. Девять веков служения вере и милосердию». Успех был огромный — достаточно сказать, что каталог выставки был полностью раскуплен еще до завершения выставки, впервые на моей памяти.

— А случается ли, что в ходе подготовки к таким выставкам делаются научные открытия?

В 2015 году мы провели выставку «Рыцарские ордена Европы» на основе частного собрания российского коллекционера и Королевской коллекции Великобритании. Я изучала частную коллекцию и советовалась с коллегами из европейских музеев. Так совпало, что как раз перед этой выставкой я обучалась в Королевской коллекции Великобритании и взяла с собой много фотографий подготовленных для экспозиции предметов. Я попросила своего английского коллегу Стивена Паттерсона посмотреть эти фото — на предмет клейм и других отметок, которые ставили ювелиры.

В конце моего десятидневного курса мы встретились со Стивеном, и он говорит с типичным английским юмором: «Людмила, у меня две новости — одна плохая, другая не очень. Викторианская цепь, которая у вас значится как принадлежавшая египетскому хедиву, ему не принадлежала». «Кому же она принадлежала?», — спрашиваю я. «Николаю II». Он определил это по номерам, которые оставили ювелиры.

Церемония передачи Викторианской цепи Николая II

Церемония передачи Викторианской цепи Николая II

Фото: Музеи Московского Кремля

Дело в том, что после смерти кавалера Королевская Викторианская цепь (как и другие высшие награды Великобритании) должна была быть возвращена королевской семье. Но трагические обстоятельства гибели последнего русского императора исключили такую возможность. И вот нынешний владелец цепи, коллекционер Андрей Леонидович Хазин, поступил как должно — вернул цепь королеве Елизавете II. А королева передала цепь в наш музей на долгосрочное хранение.

— А на какие экспонаты стоит обратить особенное внимание на этой выставке?

Выставка посвящена 75-летию победы во Второй мировой войне, но награды на ней представлены начиная с петровских времен и заканчивая современностью. Разрез, соглашусь, необычный. Мы чаще говорим о Великой Отечественной войне — но Великая Отечественная была частью Второй мировой, годовщину окончания которой мы отмечаем 3 сентября. Центральная часть экспозиции — орден «Победа» Сталина, который мы показываем с наградными документами, и его маршальская звезда. Последняя, разумеется, является лишь знаком отличия, но, пожалуй, слишком красива и значима исторически, чтобы оставить ее за бортом экспозиции. Также здесь ордена командовавшего парадом Победы Рокоссовского и Мерецкова, который получил свою награду за победу над Японией. Таким образом мы как бы ставим точку в истории Второй мировой.

— В чем особенность представленных орденов с мечами?

— Это очень редкие ордена. Традиция награждения такими орденами появилась на исходе правления Николая Павловича, в 1855 году. Дело в том, что всегда особенно ценились боевые награды, не просто полученные за выслугу лет или по монаршей милости, а за настоящие воинские подвиги. В статутах были определены условия, когда на орденах могли появиться мечи. Если на звезде есть мечи, то это абсолютно точно орден за воинские заслуги.

Но бывало так, что орден имел три или четыре степени. Награжденный получал третью или четвертую степень именно за воинскую доблесть, и тогда мечи поднимались наверх и перекрещивались над звездой. Это был особый язык, который когда-то с легкостью читался — по крайней мере, в дворянской среде. Обратите внимание и на орден Св. Анны, очень редкий — не только с мечами, но и с короной, которая была введена для российских кавалеров первых двух степеней с 1829 по 1874 год и еще больше возвышает заслуги кавалера.

Знак ордена Святой Анны I степени, середина XIX века 

Знак ордена Святой Анны I степени, середина XIX века

Фото: Музеи Московского Кремля

Эволюция орденов хорошо видна на примере Св. Георгия. Первые знаки были большого размера, а после наполеоновских войн начали уменьшаться. А если посмотреть на комплект Георгиевских крестов, выпущенный в 1916 году, то там уже и золото, и серебро заменены на недрагоценные металлы. Кстати, обратите внимание на бант на колодке — он отмечает третью и первую степени, внешне кресты одинаковые. Эта традиция сохранилась и в современных Георгиевских крестах. Более того, его чеканят тем же штемпелем, что и дореволюционные. Вот такая преемственность.

— А как появились орденские колодки? Многие думают, что это изобретение советских времен.

— Первоначально ордена носились на ленте. И ленты эти крепились самым разным образом. А поскольку военный костюм еще в начале XIX века был весьма своеобразным, чтобы разместить все награды, пришлось придумать колодки. Их заказывали у ювелиров, и они часто бывали тоже довольно хитроумными. А колодки, которые условно можно назвать «советского типа», появились во время Первой мировой войны. И они, кстати, обычно были самодельными, унифицированных образцов не было до самого конца войны.

— Очень интересно сравнить звезды Героя Советского Союза и Героя России — они ведь очень похожи внешне.

— Вы правы, современные звезды чеканят штемпелем советских времен. Кстати, часто спрашивают, почему звезда Героя — это медаль, ведь это же знак высшего отличия. Дело в том, что в 1934 году была установлена новая награда статуса высшей степени отличия — звание Героя Советского Союза, а знака, как-либо выделяющего награжденного, еще не было. И уже в 1939 году к званию добавляется знак отличия — медаль «Золотая Звезда».

медаль «Золотая Звезда»

Медаль «Золотая звезда»

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— В чем вообще ценность фалеристики для исторической науки? Ведь эта дисциплина наверняка не сводится просто к каталогизации красивых вещиц...

Мы исследуем не только ордена и наградные знаки. По сути, мы исследуем через них историю государства, запечатленную в этих символах. Это не только изучение материальных вещей, но и истории, стоящей за этими объектами. Как пример — история ордена Св. Андрея Первозванного. Петр Великий во время Великого посольства получает свою первую иностранную награду, бранденбургский орден Великодушия. В Англии присутствует на церемонии ордена Подвязки и понимает, что если один монарх награждает другого орденом, тот должен ответить тем же. А для этого нужна своя, понятная европейцам орденская система. И тут ему попадается на глаза английский орден Чертополоха, на котором изображен распятый на косом кресте апостол Андрей, он узнает, что им давно никого не награждали. И, вернувшись в Россию, Петр утверждает свой первый орден — Св. Андрея Первозванного.

Кстати, нам удалось обнаружить тот самый орден Великодушия. Выяснилось, что его переделали в звезду, видимо, во время Екатерины I. Впрочем, это очень длинная и почти детективная история...

После того как откроется постоянная экспозиция Музеев Кремля в новом здании в Средних торговых рядах на Красной площади, дом 5, Оружейная палата закроется на ремонт. А потом в зале, где сегодня представлена коронационная одежда, будет Орденский зал, и тогда уж мы сможем показать и всю нашу коллекцию во всем блеске, и орденскую одежду, и статуты, и ордена императоров, а также советские ордена и награды современной России. Это будет очень впечатляющее зрелище.