Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

«Внедрение цифровых платформ создает условия, чтобы все жили в легальной среде»

Председатель МОЭСа Борис Рыбак — о том, почему «Платон» стал стимулом к долгожданному наведению порядка, о влиянии пандемии коронавируса на логистику и о нацпремии для лучших грузоперевозчиков
0
Фото: events.ato.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Даже в периоды самых жестких ограничений из-за пандемии COVID-19 доставка товаров и продуктов не прекращалась ни на один день. Во время спада экономики и одновременного ажиотажного спроса на доставку грузоперевозчики смогли найти пути оптимизации и повышения эффективности бизнеса. О том, когда логистический рынок окончательно восстановится от удара пандемии, о парадоксальном влиянии госсистемы «Платон» и темах, ставших для транспортников актуальными в «посткоронавирусную» эпоху, «Известиям» рассказал председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.

- Данные госсистемы «Платон» говорят о спаде грузоперевозок в апреле и его постепенном восстановлении до уровня 2019 года. Вы согласны с этими показателями?

- В апреле, по оценкам экспертов МОЭСа, рынок просел примерно на 20%. И здесь наши данные полностью совпадают со статистикой «Платона». Вопрос, который сейчас остро стоит перед грузовыми автомобильными перевозчиками, заключается в вариантах и сроках выхода из этой кризисной ситуации. Мы фиксируем пики и периодический рост отдельных видов перевозок, например, ритейла, сборных грузов и сезонных — сельское хозяйство и дорожное строительство. А неразбериху с пропускным режимом в отдельных регионах и общую панику в начале пандемии сменило постепенное восстановление объемов грузоперевозок.

Но общие ожидания рынка пока неопределенные, довольно трудно строить планы на длительную перспективу. Ожидаем, что полноценное восстановление — к середине 2021 года, если не будет новых ограничений и, соответственно, экономического спада. Все здравые предприниматели понимают, что взрывного роста не будет.

Автомобильные грузоперевозки — традиционно один из индикаторов работы всей экономики, и от ее восстановления в целом зависит спрос на логистические услуги. Несмотря на эту зависимость, мы отмечаем тренд на всестороннее повышение эффективности бизнеса. Для грузоперевозчиков пандемия стала серьезным стимулом к развитию. И этот вывод еще раз подтверждает, что рынок качественно изменился за последние три-четыре года.

- В чем заключается тренд на повышение эффективности?

- По итогам регулярных заседаний МОЭСа, экспертных онлайн-форумов мы видим, что лидеры отрасли, средние и даже малые предприятия более качественно и серьезно подходят к поиску и быстрому внедрению способов снижения текущих издержек. Оптимизация охватывает весь спектр затрат, которым до пандемии не уделяли такого пристального внимания, — от манеры езды водителей и правильного использования шин до контроля расхода горюче-смазочных материалов.

Непосредственно перед началом карантина, 30 марта, мы провели первую в нашей истории онлайн-конференцию «Преодоление COVID-19 индустрией транспорта». На мероприятии, в котором приняли участие более 800 экспертов, обсуждался очень широкий спектр вопросов. Но главными, конечно, были вопросы о том, чего ждать в будущем и как справиться с кризисом. А ровно через четыре месяца, 30 июля, была проведена уже практическая конференция для грузовых автомобильных перевозчиков «Инструменты оптимизации затрат автопарков в новых реалиях», на которой участники рынка делились своими наработками по преодолению текущих сложностей.

- За счет чего рынок изменился в последние годы?

- Здесь есть два ключевых аспекта — внешний и внутренний. Внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок, несмотря на всю кажущуюся с первого взгляда парадоксальность, стал запуск государственной системы «Платон». Именно с этого момента начался абсолютно новый и более высокий уровень конструктивного диалога между рынком и регулятором.

Одну из ключевых ролей в этом сыграл нынешний министр транспорта Евгений Дитрих. Беспрецедентное по масштабам и открытости обсуждение проблем развития отрасли пошло по пути учета общих интересов государства и бизнеса. И это мнение большинства лидирующих логистических компаний, одновременно начавших объединяться в профессиональные союзы и экспертные объединения, одним из которых стал МОЭС. Во главу угла были поставлены координация и выработка общей конструктивной позиции бизнеса.

«Платон» стал не только способом мониторинга транспортных потоков и сбора средств на строительство дорог, а стимулом к долгожданному наведению порядка на рынке грузоперевозок.

Внутренний аспект заключается в том, что законопослушные грузоперевозчики заинтересованы в создании равных рыночных условий, когда эффективный контроль исключает большую часть нарушений законодательства. Именно поэтому сейчас продолжается активное обеление рынка, например через плотное взаимодействие участников рынка с ФНС. Благодаря сложившейся атмосфере нетерпимости к нарушению закона стало возможно принятие хартии добросовестных грузоотправителей зерна. Формируется устойчивый тренд на исключение существующих перекосов, когда, например, зерновозы возили с тройным и более перегрузом, а отдельные перевозчики находят способы не платить налоги. И внедрение цифровых платформ, включая ФНС, «Платон», АСВГК (автоматизированная система весогабаритного контроля), как раз создает условия, чтобы все жили в единой легальной среде.

- В начале пандемии депутаты Госдумы и представители ассоциаций просили отменить транспортный налог, снизить акцизы на топливо, приостановить «Платон». Почему эти разговоры прекратились?

- Естественно, столкнувшись с невиданным кризисом, всем было очень страшно. Был и продолжает существовать высокий уровень неопределенности. В этих условиях бизнес стремится абсолютно минимизировать все затраты. В таких ситуациях всегда очень много политики, порой популизма для привлечения внимания, резких предложений и заявлений. Однако трезвый расчет говорит о необходимости комплексного подхода к преодолению экономического кризиса.

Первое — мы зависим от общего состояния экономики, поэтому необходимы структурные меры поддержки в целом всем отраслям. Если такие меры будут реализованы, грузоперевозки относительно быстро восстановятся. Ключевой статьей расходов для автомобильных грузовых перевозок, безусловно, является топливо. И здесь до сих пор перевозчики хотели бы найти какую-то форму господдержки, в виде субсидий например.

С другой стороны, мы понимаем, что субсидирование одной отрасли не может быть в ущерб другим, это может привести к быстрой деградации, в частности дорожного хозяйства. А качественные дороги улучшают деятельность логистических компаний. В части «Платона», заметьте, нигде подобные системы не были остановлены — ни в Германии, ни в Словакии или Австрии. Такие системы выполняют несколько важных функций: сбор фактической статистики для оценки состояния отрасли и отдельных системообразующих компаний и, повторюсь, создание равных условий для предпринимателей. И здесь приостановка «Платона» может вернуть рынок в хаос и серость, что будет намного негативнее для автомобильных грузоперевозок в целом.

И на сегодняшний день у перевозчиков, наоборот, ожидание в развитии «Платона» как источника данных для корпоративных платформ и дополнительных цифровых сервисов, а также усиления контроля за нарушителями и продолжения ремонта и строительства федеральных дорог и мостов.

- Что МОЭС дает для транспортных компаний и какие темы наиболее остро обсуждаются?

- МОЭС изначально объединил представителей всех сторон автомобильных грузоперевозок — крупных ассоциаций, отдельных перевозчиков и грузоотправителей, отраслевых экспертов и представителей научных институтов. И в этом наше преимущество, и в этом, конечно, сложность, чтобы «скрестить» интересы порой разнонаправленных участников в единую конструктивную, сформулированную на бумаге позицию и донести ее до Минтранса и других ведомств, от которых зависит наше развитие.

Самая горячая тема на сегодня — режим труда и отдыха. Практика внедрения методов контроля будет сложной. И на сегодня, уверен, не осталось ни одного разработчика решений или инициаторов введения новых регулирующих отрасль систем, которые бы питали надежды, что их можно запустить без обсуждения с бизнесом, без учета мнения большинства перевозчиков. Также ждем АСВГК на федеральных дорогах. Региональная практика внедрения этой системы вызывает порой сильное (и справедливое!) недовольство перевозчиков.

Следим за развитием системы отслеживания транзита санкционки с электронными навигационными пломбами. Эта история открыла новый рынок, дополнительную загрузку для международников, что вдвойне позитивно в период спада из-за пандемии. Последние обсуждения показали, что многие перевозчики ждут передачи региональных дорог в федеральный статус и ускорения приведения их в нормативное состояние. Многие из этих дорог связывают важные региональные логистические центры.

1 октября после вынужденного «коронавирусного» перерыва проведем первую офлайн-конференцию «Грузовые автоперевозки – 2020: вызовы и возможности. Новая реальность». Она продолжит серию профессиональных мероприятий, направленных на формирование предложений по развитию транспортно-логистического рынка и повышение эффективности грузовых автомобильных перевозок.

Мероприятие пройдет в шестой раз. Оно уже успело зарекомендовать себя как ключевая экспертная площадка, где конструктивное и разностороннее обсуждение острых проблем, успешных кейсов и актуальных вопросов развития отрасли органично сочетается с ознакомлением с передовыми решениями, внедряемыми лидерами рынка. Уверен, будет бурное обсуждение накопившихся вопросов, возможность поделиться лучшими практиками и стратегиями преодоления «коронавирусной» эпохи.

- Вы ежегодно выбираете лучших грузоперевозчиков. Как возникла эта идея?

- В этом году при участии МОЭСа пройдет четвертая национальная премия «Грузовики и дороги». Каждый год у нас все больше и больше участников: десятки компаний присоединяются к участию в конкурсе. Нас, что принципиально важно, поддерживает Минтранс России, Росавтодор, Ространснадзор.

Идея премии зародилась как результат понимания того, что игрокам национального рынка грузовых автоперевозок есть что показать и чем гордиться. Компании конкурируют между собой, добиваются высоких показателей деятельности, вносят вклад в развитие отрасли в целом, способствуют формированию прозрачного и организованного рынка автотранспортных услуг.

Лучшие компании зачастую внедряют такие внутрикорпоративные цифровые решения, которые на государственном уровне появятся в лучшем случае через три-пять лет. При этом даже лидеры автотранспортного рынка недостаточно хорошо известны бизнес-сообществу страны, хотя они являются крупнейшими работодателями и налогоплательщиками. Общественное признание важно всегда, но особенно ценно сейчас, в период преодоления экономических сложностей после пандемии.

Читайте также
Прямой эфир