«Индекс «Платона»: как дальнобойщики выезжают из пандемии
На фоне паники в начале пандемии автомобильные грузоперевозки вместе с другими отраслями экономики прошли и через ажиотажный спрос, и через падение объемов. Общий пробег грузовиков по федеральным трассам начал возвращаться к «докоронавирусным» значениям лишь летом. К концу июля разрыв с показателями 2019-го сократился до 8%, сразу на 12 процентных пунктов улучшившись по сравнению с апрелем, сообщил гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, компания-оператор госсистемы «Платон») Антон Замков.
Причиной турбулентности в апреле-мае, считают эксперты, стала неразбериха с пропускным режимом для фур в регионах и правилами мониторинга здоровья водителей. Для анализа состояния отрасли в этот период правительство использовало данные «Платона»: статистика системы, по мнению представителей логистического бизнеса, отражает объективную картину происходящего.
Аграрии в плюсе
Прогнозные значения на июнь и июль, основанные на анализе статистики госсистемы «Платон», полностью подтвердились — ситуация улучшается с каждым месяцем, отметил Антон Замков.
— Если в июне сокращение пробега большегрузов составило порядка 11% к аналогичному периоду прошлого года, то июль демонстрирует дальнейшее восстановление, на сегодня снижение около 8%, — пояснил глава РТИТС.
По его мнению, есть все основания ожидать дальнейшего роста показателей экономической активности автомобильных грузоперевозчиков.
По данным госсистемы, быстрее других восстанавливаются перевозки сельхозпродукции: в мае и июне они показали рост на 1% по отношению к аналогичным периодам 2019 года, а в июле аграрии были в плюсе уже на 5%.
Превысила прошлогодние показатели и строительная отрасль, прибавив в мае на 7% и на 4% в июне и июле. С опережением значений 2019-го работали во втором летнем месяце логисты и перевозчики сборных грузов (+2%), а также грузоперевозчики из добывающей промышленности (+2%) и ритейла (+4%).
Максимальное падение перевозок 12-тонниками произошло в апреле — в этом месяце оно составило -19,8%. Подтверждают эту статистику и оценки министерства транспорта России. Объем перевозок грузов автотранспортом внутри страны в марте-апреле этого года снизился на 29%, информировалранее глава Минтранса Евгений Дитрих.
Проверка вирусом
Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием на прочность для транспортно-логистической отрасли не только в России, но и по всему миру, отметила исполнительный директор национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.
— Пока продовольственный сегмент оставался стабильным и даже демонстрировал рост в отдельные периоды ажиотажного потребительского спроса, перевозки непродовольственных товаров, а также промышленных грузов сокращались двузначными темпами, — констатировала она.
По данным СЭЛ, пик падения был зафиксирован в самом начале пандемии, когда на границах только вводились карантинные меры — он составил порядка 25%. В это же время приостановили работу большинство компаний в Евросоюзе и России, а в регионах частично закрылись границы регионов для грузового транспорта.
— Самым тяжелым были апрель – начало мая, пока была паника, неразбериха с запретом на деятельность, правилами перемещения, пропускным режимом, — пояснила Ольга Федоткина.
В первые месяцы лета, по оценкам Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, российский рынок перевозок смог восстановиться во многом благодаря отложенному спросу.
Объективный взгляд
Состояние рынка грузоперевозок и уровень экономической активности в стране в период самоизоляции с помощью данных «Платона» анализирует правительство России..
На основе цифровых данных, передающихся с двенадцатитонников, Минэкономиразвития разработало индикаторы оперативного мониторинга ситуации с коронавирусом и ежедневного расчета индекса экономической активности. Этот индекс основан на шести оперативных показателях: потреблении электроэнергии, перевозка грузов (по информации системы «Платон»), погрузка на железнодорожном транспорте, оборот предприятий торговли и услуг (по данным контрольно-кассовой техники), экспорта и импорта товаров (по оперативной информации таможни). Об этом глава ведомства Максим Решетников в мае сообщал президенту на совещании по поддержке экономики и социальной сферы.
Заменить бумажную пропускную системугрузовиков в регионах и использовать бортовые устройства «Платона» предложили перевозчики, чтобы обеспечить в период инфекционной вспышки бесперебойную доставку продуктов и товаров первой необходимости. Протестирована она была во время чемпионата мира по футболу в 2018 году на иностранных автобусах. На территорию 11 городов-организаторов мундиаля могли въезжать только транспортные средства, оснащенные бортовыми устройствами «Платон». Их маршруты в онлайн-режиме передавались надзорным службам и в специально созданную транспортную дирекцию, рассказал председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.
— В«Платоне» уже есть все маршруты более 1,3 млн грузовиков, данные полумиллиона перевозчиков. Полученная статистика важна для оценки соответствия критериям при оказании финансовой помощи автотранспортным предприятиям, пострадавших в течение пандемии, — считает председатель МОЭС.
Кроме того, сведения госсистемы дают точную статистику о количестве грузовиков, ежедневно пересекающих государственную границу. Эти данные позволяют оценить экспорт и импорт товаров грузовым автотранспортом, подчеркнул гендиректор РТИТС Антон Замков.
Масочный спрос
Автомобильные грузоперевозки в России с наступлением глобальной пандемии прошли одновременно через высокий спрос, отмечает гендиректор компании «Рустранс-спедишн», руководитель департамента международных автоперевозок ассоциации ведущих автотранспортных операторов (АВАТО) Кондратий Гайкевич.
— В апреле и мае мы, наоборот, зафиксировали локальные пики спроса и соответствующий рост грузоперевозок по сравнению с 2019 годом, — рассказал он. — Для этого проявили гибкость и высокую готовность бизнеса к новым рискам в виде пандемии. При этом появились новые и срочные заказы на международные перевозки, в частности, на транспортировку медицинских масок и других актуальных в начале эпидемии товаров.
Однако, по оценке АВАТО, рынок до сих пор находится в неопределенном состоянии: отдельные перевозчики восстанавливают объемы после спада в апреле, другие после периода высокого спроса в ожидании дальнейшего развития ситуации.
По мнению Кондратия Гайкевича, показательной в этом плане может стать осень. Он также отметил, что для объективного анализа состояния рынка грузоперевозок во время вспышки COVID-19 логично и разумно использовать данные «Платона». Согласны с ним и коллеги-эксперты по логистической отрасли.
Значимые цифры
Во время карантина система статистики «Платон» еще раз подтвердила свою значимость, так как она позволяет собирать огромный массив полезных данных для государства и всего рынка грузоперевозок, считает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин.
— Конкурентное преимущество России в том, что на отечественном транспорте уже созданы и функционируют несколько информационных инфраструктур с федеральным охватом. Это, в частности, «Платон», единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и другие системы Минтранса России, — перечислил Андрей Ионин.
По его мнению, информационная инфраструктура успешно функционирует по всей стране и сегодня необходимо расширять ее возможности под новые государственные задачи.
— Нужно создавать потребительские сервисы для бизнеса и граждан, обеспечить сопряжение между собой российских и зарубежных систем в интересах мультимодальных и трансграничных перевозок, — полагает аналитик. — В житейской аналогии — мы купили смартфон, на который пошли основные затраты, а теперь можем просто, быстро и относительно дешево устанавливать на него необходимые цифровые сервисы.