Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Возьмут холодом: бизнес предупредил о росте цен на мороженое в 2021 году
2020-08-27 17:36:28">
2020-08-27 17:36:28
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Граждане могут столкнуться с сокращением ассортимента мороженого или с ростом цен на него. Как заявляет бизнес, это произойдет, если в 2021 году введут маркировку мороженого весом менее 100 г. Компаниям придется нести серьезные дополнительные затраты, они не исключают, что дело дойдет до убытков, поэтому просят остановить процесс введения идентификации. C инициативой к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву обратилась компания «Юнилевер», ее позицию поддержали в Союзе мороженщиков. Впрочем, оператор маркировки ЦРПТ считает, что для крупных производителей внедрение этой процедуры может быть сопоставимо с плановыми инвестициями в бизнес. Легальные же производители в результате получат дополнительные выгоды.

100 грамм как проблема

Участники рынка обратились в Минсельхоз с просьбой исключить мороженое весом до 100 г из периметра системы маркировки по экономическим и технологическим причинам. Об этом сказано в письме гендиректора компании «Юнилевер» Регины Кузьминой от 23 июля министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву («Известия» ознакомились с документом). Согласно проекту постановления правительства, который подготовил Минпромторг, этот товар попадет под идентификацию уже с 20 января 2021 года.

Маркировка потребительских товаров призвана минимизировать долю нелегальной продукции на рынке. Идентификация позволяет отслеживать товары в производстве и в обороте, оставляя в продаже лишь легальные.

В письме компании сказано: все стадии производства и отгрузки мороженого обеспечены низкотемпературным режимом, а технологический цикл включает в себя высокоскоростные автоматизированные линии. Сама продукция выпускается малыми порциями (80% ассортимента имеет вес не более 100 г), а норма прибыльности у нее предельно низкая (90% рынка приходится на товар стоимостью не выше 70 рублей). При этом уровень контрафакта в отрасли ничтожный, отмечено в письме.

мороженное
Фото: РИА Новости/Макс Ветров

По словам Регины Кузьминой, идентификация продукции потребует от компании единовременных капитальных затрат и инвестиций на уровне не менее 1,2 млрд рублей в первый год внедрения. А также 0,3 млрд рублей ежегодно. При этом такие расходы не смогут окупиться, речь идет об изготовлении низко- и среднеценовой продукции, отмечено в письме. Фактически это обернется прямыми убытками.

По словам главы отдела по корпоративным отношениям «Юнилевер» Ирины Бахтиной, сложно прогнозировать, что случится с ассортиментом мороженого или его ценой, если власти примут решение об обязательной маркировке продукции. Она подчеркнула, что компания уже является участником другой системы прослеживаемости «Меркурий».

Температура закаливания готовой продукции может доходить до минус 40 градусов, в таких условиях простикерить продукцию, нанести код лазерной или иной печатью невозможно. Уже очевидно, что для этого понадобятся более щадящая температура и ручной труд, которые притормозят все процессы, — сказала она.

Сооснователь и соучредитель группы компаний «Чистая Линия» Тигран Матинян сказал «Известиям», что солидарен с оценкой коллег: внедрение цифровой маркировки на мороженое требует серьезных инвестиций в переоборудование производства и дополнительно повысит операционные расходы.

Плюс 30%

Отрасль поддерживает позицию компании, сообщил «Известиям» зампред правления Союза мороженщиков Геннадий Яшин. По оценкам организации, затраты индустрии на приобретение кодов за 50 копеек каждый приведут к повышению себестоимости продукции на 2,5–6%. С учетом средств для нанесение кодов, операционных и логистических расходов, а также затрат торговых сетей конечная стоимость мороженого увеличится на 25–30%. Об этом союз сообщил в письме вице-премьеру Виктории Абрамченко и Дмитрию Патрушеву 18 августа (есть у «Известий»). Организация попросила исключить из системы маркировки мороженое весом до 100 г.

В обращении организации сказано, что суммарные затраты компаний в первый год составят 9 млрд рублей. А увеличение дополнительных расходов от внедрения обязательной маркировки для индустрии дойдет до 2,5 млрд рублей в год. Это может превысить даже темпы роста объема всей индустрии в финансовом эквиваленте.

мороженное
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Дополнительная финансовая нагрузка на компании из-за маркировки подтолкнет их сократить ассортимент мороженого либо повысить цену на него, заявил «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.

Скорее всего, маркировка приведет к тому, что небольшие региональные производители прекратят работу, высказала мнение замглавы комитета московской Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. Компании не смогут понести затраты такого уровня, даже для лидеров отрасли — это неподъемные деньги. Отрасль будет вынуждена отразить дополнительные расходы в стоимости продукции, которая вырастет в цене минимум на 10–15%, уверена она.

Легальность в цене

Но не все согласны с такой драматичной позицией. Например, представитель Центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки в РФ) сказал «Известиям», что большинство сложностей решается в процессе диалога и тестирования — для этого и проводится эксперимент. Для крупных производителей внедрение маркировки может обойтись примерно в 50 млн рублей, что соразмерно плановым инвестициям компаний в бизнес.

Легальные производители в результате проекта получат выгоду, — сказал представитель ЦРПТ. Сокращается нелегальный оборот, что приносит дополнительную прибыль, а также создает стимул для снижения розничных цен.

рубли
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

В Минпромторге «Известиям» напомнили, что в РФ уже идет добровольный эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции.

Вместе с представителями бизнеса оцениваются возможные затраты и определяются наиболее чувствительные группы участников рынка, — сказали в ведомстве. — Всё это позволяет обеспечить плавный и комфортный переход к обязательной маркировке.

В пресс-службе Минсельхоза на запрос «Известий» на момент публикации не ответили. В аппарате вице-премьера воздержались от комментариев.