Во славу Рима: иностранцы решили купить весь итальянский футбол
Итальянский футбол стремительно скупают иностранцы. Колоритные местные владельцы-меценаты клубов с Апеннин сменяются азиатскими или американскими бизнесменами, арабскими шейхами или же вообще частными инвестиционными фондами без ярко выраженного основного собственника. Новые владельцы появились у таких суперклубов, как «Интер» и «Милан». Между тем группа инвестиционных компаний решила пойти дальше и приобрести долю в «кальчо» как таковом, то есть купить саму Серию А как соревнование. Подробности — в материале «Известий».
Околоспортивный интерес
На этой неделе две инвесткомпании — CVC Capital Group и Advent International — подготовили предложение о покупке доли в Серии А. Как пишет The Financial Times, фонды намерены объединить усилия и выложить €1,3 млрд за 10-процентный пакет акций в лиге. Таким образом, всю Серию А оценили в €13 млрд.
Согласно замыслу инвесторов, для управления соревнованиями будет создана специальная компания, которая будет распоряжаться медиаправами лиги, ее международной торговой маркой и общим коммерческим развитием. При этом контроль над советом директоров будет распределяться пополам между группой инвесторов и составляющими лигу клубами. Решающий голос получит независимый директор.
Для того чтобы предложение получило ход, создание управляющей компании должно быть одобрено со стороны как минимум 14 из 20 клубов, представляющих сейчас высшую лигу итальянского футбола. После этого 15 клубов должны поддержать один из вариантов продажи. Помимо CVC и Advent, на покупку также претендует американский инвестфонд Bain Capital, который предложил больше денег (€3 млрд) за больший пакет (25%) в топовом итальянском клубном футболе. Ожидается, что клубы дадут ответ в течение двух недель, а сделка может завершиться в течение осени.
Американские горки
На данный момент итальянская Серия A находится в глубоком кризисе. Это видно и по спортивным результатам. В 1990-е годы Италия безраздельно правила в футбольной Европе. С 1989 по 1998 год только один раз в финале Лиги чемпионов не было итальянской команды. В рейтинге УЕФА итальянцы держали уверенное первое место, обгоняя основных конкурентов на десятки очков. Между тем в последний раз апеннинский клуб выигрывал ЛЧ в 2010 году.
В финансовой сфере ситуация тем более плачевная. 20 лет назад 3–4 клуба из Италии ежегодно входили в десятку самых богатых в Европе. Футболисты со всего мира мечтали играть в какой-нибудь из команд Серии А. По спонсорским контрактам итальянцы также значительно обходили конкурентов.
Сейчас уровень доходов ведущих клубов в Италии не сравним с англичанами или испанцами. Телевизионные права для Серии А стоят около €1 млрд в год против 2 млрд в испанской Примере и свыше 3 млрд в Английской премьер-лиге. Не помогают коммерческим успехам и пустые (еще до коронавируса) стадионы. В Италии в сезоне-2018/19 на среднестатистический матч ходили 25 тыс. человек против 38 тыс. в Англии и 45 тыс. в Германии. Отсутствие зрителей — это не только прямой, но и косвенный удар по кошельку клубов. Спонсоры неохотно дают деньги командам, не способным привлечь на трибуны зрителей.
Финансовые показатели итальянских клубов в результате оставляют желать лучшего. В прошлом году общий чистый убыток команд Серии А составил €318 млн. В Испании клубы, напротив, смогли заработать €231 млн, а в Англии — свыше €1 млрд. Чистая финансовая позиция подавляющего большинства итальянских клубов находится в отрицательной зоне: в плюсе находятся только четыре команды, а самый большой минус наблюдается у топ-клубов — «Ромы», «Милана», «Интера» и «Ювентуса».
Ничего личного, только бизнес
Как сложилась такая ситуация в стране, где «кальчо» возведен в ранг культа? У упадка итальянского футбола есть множество причин. Общая экономическая стагнация, постигшая Италию в последние 15 лет, имеет определенное отношение к делу, но ключевым фактором не является. В конце концов, в Испании с экономикой проблем не меньше, но футбол остается на высочайшем уровне.
Дело, скорее всего, в другом: итальянцы в период своего доминирования упустили момент, когда профессиональный футбол стал превращаться из любимой игрушки «меценатов» (вроде Берлускони или Аньелли), благодаря которой они зарабатывали престиж и популярность, в по-настоящему серьезный бизнес, дающий реальную финансовую отдачу. Другие европейские страны, понявшие это, ушли далеко вперед, тогда как итальянцы ментально остались в 1980–1990-х годах с одной лишь разницей: из-за роста расходов футбольных клубов на порядок местным бизнесменам уже было не по силам выбрасывать огромные деньги, затыкая дыры в клубных бюджетах.
Не последнюю роль сыграл и фактор стадионов. Футбольная инфраструктура в Италии откровенно отсталая, большинство стадионов стоит без генеральной реконструкции в течение 40–50 лет. Кроме того, арены принадлежат муниципалитетам, что затрудняет их превращение в основную базу для ведения бизнеса для клубов. Из местных грандов только «Ювентус» построил себе новый, отвечающий всем современным требованиям стадион, и тот по своим размерам маловат в сравнении с аренами иностранных суперклубов.
Зарубежный бизнес, очарованный богатством итальянской футбольной истории и культуры, уже неоднократно пытается зайти на этот рынок. В последние несколько лет предприниматели взяли под контроль несколько ведущих клубов. Так, «Ромой» с 2011 года владел итало-американский инвестор Джеймс Паллотта, а несколько недель назад он продал свой пакет другому гражданину США Дэну Фридкину. «Милан» после долгой и неудачной саги с продажей китайцам был приобретен в начале текущего года американским хедж-фондом Elliott Management. Наконец, «Интер» перешел от Массимо Моратти к структурам, аффилированным с китайским ритейлером Suning.
Приход больших иностранных денег пока не изменил ситуации в местном футболе. Возможно, именно поэтому инвесторы решили зайти с другой стороны и вложиться не в отдельный клуб, а в лигу как таковую.
Расчет делается на глубокие реформы в футбольной системе страны в целом, чтобы превратить «кальчо» в современное и коммерчески привлекательное зрелище. Вопрос, однако, в том, как к этому отнесутся образующие Серию А клубы, которые не от всех действий слабо понимающих местную специфику иностранцев могут быть в восторге. Тем более с учетом того, что рычаги управления коммерческой частью окажутся в руках инвестфондов.
Часть клубов (в частности, «Наполи» и «Верона») уже решили отказать инвесторам, предложив свой вариант развития — через создание общей управляющей компании, которая выпустит для своего финансирования облигации и тем самым позволит представителям клубов сохранить контроль над финансовой составляющей футбольной лиги. Другие команды покупателям, вероятно, удалось убедить, но в любом случае решение не выглядит заранее определенным.
В Италии многие понимают, что с футболом в стране нужно что-то делать — на данный момент он просто не соответствует своей высокой репутации. С другой стороны, довольно закрытая бизнес-элита данной страны, контролирующая спорт, опасается слишком резких движений от стороннего бизнеса. В условиях, когда будущее футбольной индустрии в разгар эпидемии является туманным, обещания золотых гор со стороны «знающих как надо» инвесторов могут оказаться недостаточно убедительными.