За линией фронта: умер Николай Губенко
В воскресенье, 16 августа, на 79-м году жизни скончался народный артист РСФСР, основатель и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко. О жизни и судьбе одного из самых ярких представителей отечественной культуры второй половины ХХ и начала XXI века — в материале «Известий».
Умер Николай Губенко, актер, режиссер и политик, главной чертой которого был нонконформизм, — причем далеко не всегда в том смысле этого слова, который обычно в него вкладывают.
Необычным у него было даже рождение — Губенко появился на свет в катакомбах осажденной Одессы под бомбежкой. Отец погиб на фронте, мать повесили немцы. Жизнь не расстилала перед Губенко торных дорог, зато с детства своеобразно закалила и научила не бояться идти против течения. После детдома и Суворовского училища он оказывается в массовке Одесского драмтеатра, но уже в 19 поступает во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Для Герасимова Губенко был идеальным по типажу актером — предельно русской, немного провинциальной внешности, лишенный модной в шестидесятых изысканности и кокетства. Тем поразительнее, что Губенко не сыграл у Герасимова ни разу — хотя, вероятно, и стал единственным идейным его наследником в кинематографе.
Дебют его случился в кино, герасимовскому совершенно полярном эстетически. «Застава Ильича» — шестидесятнический стандарт и символ, сумма всех взглядов этого поколения на искусство и жизнь. Губенко в роли молодого горожанина времен «оттепели» выглядел предельно органичным — как и в ролях в Театре на Таганке, где он служил сразу после ВГИКа.
Губенко в ранней Таганке был примой — именно в этом качестве его позвал в театр Любимов, посмотрев выпускной вгиковский спектакль «Карьера Артура Уи» по Брехту. Пугачев, Керенский в «Десяти днях, которые потрясли мир», Янг Сун в «Добром человека из Сезуана» — Губенко был из тех, на ком Любимов строил свой необычный театр. Примечательно, что дублером Губенко во всех этих ролях был Высоцкий. В 1968 году Губенко поступает на Высшие курсы режиссеров и сценаристов — и, разумеется, уходит из Таганки. Как бы он сыграл Гамлета, остается только догадываться.
Как режиссер он заявил о себе сразу и прочно. «Пришел солдат с фронта» — молотов-коктейль из соцреализма, натурализма и экспрессионизма, тяжелая поствоенная драма по сценарию другого любимца Герасимова Василия Шукшина. «Вторым Шукшиным» Губенко окрестили сразу, но он сразу дал понять, что внешнее и отчасти идеологическое сходство — лишь видимость, форма. Самый известный и лучший фильм Губенко-режиссера «Подранки» — куда ближе к «Заставе Ильича», чем к «Калине красной». На ощупь разбираясь в собственных детских комплексах и страхах, переосмысливая их иногда во вполне психоаналитическом духе, Губенко в «Подранках» пытался разговаривать не столько со зрителем, сколько с самим собой. Как ни странно, зритель это тоже понял и оценил.
Как и многие советские режиссеры, он упорно снимал в своих лентах жену — и надо признать, что Жанна Болотова, одна из самых красивых советских актрис семидесятых, никогда не выглядела в этих лентах занимающей чужое место. Губенко никогда не следил за конъюнктурой, рассказывая только то, что ему казалось интересным и важным, даже если со стороны это выглядело однотемьем: «Из жизни отдыхающих» и «И жизнь, и слезы, и любовь» теперь смотрятся чистой дилогией, хотя бы из-за единства места и обстоятельств: пансионат в первом фильме, дом престарелых в другом, хотя ни интонационного, ни сюжетного единства в этих фильмах нет.
Карьеру кинематографиста — и режиссера, и актера — Губенко закончил более тридцати лет назад. Театр был ему, вероятно, гораздо ближе изначально. После смерти Высоцкого по приглашению Любимова Губенко вернулся на Таганку, а семь лет спустя оказался одним из главных героев драматичного развода в самом популярном столичном театре. Разумеется, Губенко тут же прокляла вся либеральная творческая Москва. За «Содружеством актеров Таганки», которое он возглавлял до последнего дня., к сожалению, закрепилась слава реакционного бастарда любимовского проекта, хотя, по мнению многих, дух исторической Таганки Губенко удалось сохранить лучше, чем соседям по зданию.
Он никогда не боялся вызовов — для него жизнь вообще всегда было тем самым «фронтом», на который он когда-то пришел. И когда согласился стать министром культуры СССР — оказавшись в этой должности последним. И когда в 1990-е годы занялся реальной политикой — в качестве члена КПРФ, что тоже никак нельзя назвать ни следованием моде, ни низменным желанием приобщиться к государственным финансовым потокам.
Губенко работал и в Госдуме, но наиболее значительным и резонансным оказалось его присутствие в работе парламента рангом пониже — Московской городской думе. И там, и там, впрочем, он упорно отстаивал свои взгляды, в которых коммунизма было маловато (его даже исключали из партии за независимость в поступках), а вот осторожного, если не сказать, здорового консерватизма — хоть отбавляй. Будучи заместителем председателя думы, он вовсе не рассматривал эту должность как синекуру — список поправок к городским законопроектам, внесенных Губенко, касается самых разных областей — от кабельного телевидения до расходных статей московского бюджета.
В театре он продолжал и ставить, и играть (в «Чайке» Сергея Соловьева и в собственном спектакле «ВВС» о Высоцком), но в последние годы было заметно, что трибуна интересует Губенко больше, чем рампа. И в этом тоже проявился его нестандартный нонконформизм — сейчас, когда искусством, в том числе таким традиционным, как театр, стало можно зарабатывать большие деньги, Николай Губенко упорно продолжал заниматься исключительно тем, что казалось ему нужным и важным.