Прерванный смех: умер сатирик Анатолий Трушкин
Почему-то кажется, что юмористы и сатирики просто не должны покидать нас внезапно, после страшной неведомой дотоле болезни. Но Анатолий Трушкин, любимый народом автор, в последние годы и сам много работавший как исполнитель своих миниатюр, ушел именно так — жизнь писателя прервал коронавирус. «Известия» вспоминают Анатолия Алексеевича.
Смерть Трушкина внесла еще одну скорбную строку в мортуарий умерших от коронавируса знаменитостей. Композитор Вустин, цирковой артист Феррони, режиссер Гаспаров, физик Казарян, актер Балмусов... Анатолий Алексеевич стал первым писателем в этом списке. Вдвойне печально и символично, что он был писателем веселым — одним из столпов отечественной сатиры, делившим пьедестал, пожалуй, лишь с непревзойденным Михаилом Жванецким и столь рано ушедшим Михаилом Задорновым.
Анатолий Трушкин родился 28 октября 1941 года в Челябинске. Впрочем, суровое военное лихолетье его семья переживала в Подмосковье, куда вернулась из эвакуации уже в 1942 году. Москвич с 1951-го, Трушкин никогда не терял связь со своей малой уральской родиной: «В Челябинске меня привечают», — всегда говорил он. В 1964 году будущий автор миниатюр для лучших артистов отечественной эстрады окончил Московский авиационно-технологический институт.
Впрочем, уже во время учебы Трушкин увлекался театром и сочинял сатирические сценки, так что после распределения на секретный военный завод продолжал сотрудничать с редакцией журнала «Студенческий меридиан». «В студенческом театре миниатюр МАТИ мы много шутили, смеялись, я что-то уже начинал писать. Мне даже разрешили свободное посещение лекций. В итоге к окончанию института я болта от гайки отличить не мог», — вспоминал он годы спустя.
Трушкин работал со студотрядами — самым живым и непосредственным подразделением молодежного официоза тех лет. Парни и девушки, ехавшие осваивать целину, были и искренними энтузиастами, но не желали, подобно предшествовавшему поколению, видеть действительность сквозь «розовые очки» — или через призму постоянного страха. В этих кругах допускалось и приветствовалось определенное вольнодумство, что в своих монологах и миниатюрах Трушкин воплощал с настоящим блеском.
Вскоре коллеги-журналисты надоумили инженера Анатолия поступить в Литинститут — что он и сделал. Его учителями были такие «зубры» нашей словесности, как Виктор Розов и Сергей Залыгин. В начале 1970-х Трушкин начал работу на ТВ, написал пару десятков успешных сценариев для телеспектаклей, освоил редакторское ремесло. Но спустя семь лет понял, что душа его не лежит к «большим» формам — и сосредоточился на юморе.
С 1981 года он ушел в литературу уже как профессионал. Его юморески вошли в репертуар Михаила Евдокимова, Романа Карцева, Ефима Шифрина, Яна Арлазорова, Клары Новиковой и Владимира Винокура. Трушкин дважды становился лауреатом премии «Золотой теленок», учрежденной «Литературной газетой», а его произведения были включены в 16-й том «Антологии сатиры и юмора России XX века» — наряду с Булгаковым, Ильфом и Петровым, Зощенко. «Лестное соседство», — как отмечал сам писатель.
С начала этого столетия он и сам стал всё чаще появляться на эстраде. Зрителям полюбились выступления Трушкина в популярной телепрограмме «Аншлаг». Жил, впрочем, тихо и совсем незвездно, вне поля зрения объективов светских хроникеров. «Мне удалось выяснить насчет себя, что я родился (есть свидетели), учился (есть документы), женился (со слов одной женщины). Полагаю, что в остальном биография типична: не имею, не знаю, нет, никогда, нигде, ни за что, пропади всё пропадом», — как говорил он в одном из своих самых популярных монологов.
В мае 2020 года у 78-летнего писателя диагностировали коронавирусную инфекцию. Он боролся с ней долго — более месяца, но, увы, врачи оказались бессильны.
— К этой заразе нельзя снисходительно относиться — мол, меня пронесет. Так нельзя было делать. Я тоже так думал, а вот не пронесло, — признался сатирик в одном из интервью, которое давал уже на больничной койке.
Сегодня сердце Анатолия Алексеевича остановилось. В мире стало меньше светлого, смешного, доброго — всего того, что составляло смысл жизни и творчества замечательного юмориста и сатирика.