Прячьте попкорн: сборы российских кинотеатров упали в 26 раз
Российским кинотеатрам в выходные удалось собрать в 26 раз меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Совокупная касса уикенда, по данным ЕАИС, не превысила 30 млн рублей — для сравнения, с 1 по 4 августа 2019 года она составила примерно 800 млн. В целом по стране за минувший уикенд было продано 88 тыс. билетов (с 23 по 26 июля — 18,5 тыс.). В прокат вышло и несколько свежих картин, но говорить о восстановлении очень рано: по данным экспертов, порядка 20% залов в регионах либо закроются, либо сменят владельца.
Слава первопроходцам
С 1 августа Москве открылись не все залы. По словам председателя Ассоциации владельцев кинотеатров Олега Березина, работу пока не возобновили 15% из них. Не исключено, что некоторые не переживут пандемию. Уже известно, что не будет «Ролана» и «Горизонта». Но всё же много площадок столица вряд ли потеряет. А вот в других регионах, по прогнозам Березина, порядка 20% кинотеатров либо закроются, либо сменят владельца, либо продолжат функционировать в другом формате.
Зато те, что работают, соблюдают строжайшие меры безопасности. В киноцентре «Октябрь», например, у всех посетителей при входе проверяют температуру. Внутри столичных нельзя находиться без маски — эксперты считают, что это отпугивает многих зрителей, но зато остальные могут быть спокойнее за свое здоровье. Рассадка осуществляется автоматически в процессе покупки билетов. Система позволяет выбирать только те места, которые расположены на необходимом и безопасном расстоянии, хотя члены семьи или люди, живущие вместе, имеют возможность сидеть вместе.
— У нас развиты онлайн-продажи и билетов, и продукции бара — зрители могут приходить в кино и не контактировать дополнительно с персоналом, — рассказала «Известиям» президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова. — Проход в зал также осуществляется бесконтактно, QR-код либо считывается сотрудником при помощи сканера, либо онлайн-билет активируется автоматически во время начала показа.
Большое внимание уделяется дезинфекции помещений и приготовлению продукции для бара, утверждает Зинякова. Закуски доступны в индивидуальных герметичных упаковках, а попкорн продается в закрытых стаканах.
В «Октябре» состоялся и первый крупный ивент с момента возобновления показа: в ночь на 1 августа прошло открытие кинофестиваля документалистики Beat Film Festival, после чего каждый день там же проводилось по два-три сеанса. На каждый, по словам директора Beat Film Festival Алены Бочаровой, было продано по 300–400 билетов — максимально возможное количество согласно требованиям безопасности. На обычных фильмах, по данным ЕАИС, средняя посещаемость в прошедший уикенд составляла 5–9 зрителей на сеанс.
— В этом году было много факторов неопределенности: от короткого срока продаж накануне старта фестиваля (две недели против обычных двух-полутора месяцев) до возможности деления аудитории между офлайн и онлайн-показами, так как в этот раз мы часть фильмов показали в интернете, — сообщила «Известиям» Алена Бочарова. — За выходные мы провели 16 сеансов, суммарное количество зрителей составило около 2,2 тыс. человек, а валовый сбор — более 1 млн рублей.
Ложка дегтя
На фоне отдельных успехов может показаться, что реинкарнация проката идет успешно, но эксперты и игроки рынка в этом сомневаются. Так, чрезвычайно низкие цифры общих сборов по стране не в последнюю очередь связаны с провалом отечественной комедии «Хэппи-энд» Евгения Шелякина. На эту картину возлагали большие надежды региональные кинотеатры, возобновившие показы до Москвы. Ее рассматривали как главный потенциальный хит, когда стало понятно, что голливудские блокбастеры ушли на осень. Авторитет прокатчика Sony позволял кинотеатрам ожидать, что у картины будет серьезная кампания по продвижению, и зритель повалит в кино. Однако фильм стартовал лишь на третьем месте, собрав менее 3 млн рублей, и на его сеансах было в среднем по пять человек.
На первой и второй позициях оказались триллер «Побег из Претории» с Дэниэлом Рэдклиффом (6,2 млн рублей, 12 зрителей на сеанс) и семейный комедийный боевик «Мой шпион» с Дэйвом Батистой (5,6 млн, 9 зрителей). Причем оба фильма еще весной «утекли» в интернет и теоретически не должны были привлечь внимание публики.
— Итог закономерный, — убеждена главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская. — У российской комедии практически не было рекламы. Кинотеатры и продюсеры рассчитывали на поддержку государства.
Выхода же занявших первые места релизов ждали еще в марте и зритель в итоге выбрал их, отметила она.
— У обеих лент были премьеры в автокинотеатрах и превью-показы в открывшихся кинотеатрах с 15 июля. Да, мы были расстроены, что фильмы появились весной в интернете, но, как показывает практика, смотрят «пиратку» и ходят в кино совершенно разные аудитории. Тем более, над переводом комедий надо тщательно работать, а в пиратском переводе шутки умирают. В случае со «Шпионом» это критично, — заявила директор компании Megogo по маркетингу Татьяна Фокина.
Возможно, общие низкие сборы столичных кинотеатров связаны и с неправильным репертуарным планированием. Так, директор компании «Кинологистика» Анатолий Сергеев опубликовал данные по прокату хоррора «Морские паразиты» в одном из сибирских кинотеатров — только в прошедшие выходные фильм собирал там от 50 до 100 человек на единственном сеансе в день. В совокупности в региональном прокате к 1 августа картина заработала 900 тыс., но при этом московские кинотеатры отказались его демонстрировать.
— Логично было бы при таких показателях рассчитывать на интерес со стороны столичных сетей, но большинство предпочли отдать по восемь сеансов другим, часто непремьерным фильмам, сделать расписание «под копирку» и размыть, таким образом, и количество зрителей на сеансе, и наработку, — пояснил «Известиям» эксперт. — Для меня загадка, зачем так делать, не попробовав внести разнообразие за счет более широкого жанрового разнообразия.
Также можно утверждать, что если бы в новый выпуск «МУЛЬТ в кино», как планировалось, был включен первый эпизод перезапуска «Ну, погоди!», его результаты могли бы быть очень высокими. В итоге он не вошел даже в десятку по сборам.
Подсчитают по осени
Эксперты сходятся в том, что результаты этого уикенда в течение августа вряд ли будут намного превзойдены. Надежда — на осень, когда начнут выходить голливудские блокбастеры.
— Прорыва не случится. Нас ждет вялый рост, — считает Нина Ромодановская. — Нет больших релизов. В сетке стоят малозаметные фильмы мелких дистрибуторов. Зрители разъехались — они на пляжах Анапы и Ялты. Аудитория, как и прокатчики, ждет сентября, а кинотеатрам остается только пожелать выжить.
Олег Березин настроен более оптимистично, хотя и согласен: пока не возобновят работу кинотеатры Петербурга, Екатеринбурга и Краснодарского края, ждать высоких цифр не стоит. Вряд ли кто-то захочет вкладываться в продвижение картин, у которых мало потенциальных зрителей.
Эксперт отметил мужество создателей «Хэппи-энда», которые первыми среди российских производителей рискнули выйти со своим продуктом на неокрепший рынок. Но цифры сборов могут отпугнуть других участников и заставить их занять еще более настороженную позицию — вплоть до сентября.