Просканировать бабушку: как найти пропавшего человека с деменцией
В Перми сутки искали 63-летнюю Веру Панову: женщина, страдающая болезнью Альцгеймера и деменцией, вышла ночью в домашних тапочках и больше домой не возвращалась. К счастью, полицейские все-таки нашли пенсионерку живой в другом районе города. В прошлом году отряд «Лиза Алерт» только в Подмосковье нашел живыми более 80% «потеряшек». Большинство из них — потерявшиеся или сбежавшие из дома дети и пожилые люди с деменцией. С 2010 года в отряд поступило более 17 тыс. заявок на поиск людей старше 65 лет в природной среде и городах. О том, как реально могут помочь в поисках пожилого человека с деменцией термонаклейка с QR-кодом и социальный проект «Помогите мне вернуться домой», что делать, если потерялся человек, что должны знать родные, эксперты говорили в Общественной палате РФ на круглом столе, который прошел 28 июля. О важной проблеме, которая может коснуться каждого, — в материале «Известий».
Проходят километры в забытьи
В июне в Калужской области пропала 76-летняя Людмила Георгиевна. Месяц назад она уже уходила из дома. Тогда волонтеры вернули женщину домой, и вот история снова повторилась: ушла в ночь в неизвестном направлении. Как рассказали волонтеры в сообществе калужского отделения поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», сразу бросились опрашивать сына бабушки, связались с полицией, скорой, начали прозвон больниц, параллельно составляя ориентировку для размещения в Сети.
Вдруг звонок от молодого человека по имени Антон: он встретил в гаражном кооперативе растерянную бабушку, которая отказалась от помощи и ушла. Через какое-то время сосед по гаражу кричал и ругался на весь кооператив: бабушка закрылась в его машине и наотрез отказывалась из нее выходить. Глядя на это, Антон нашел страничку «Лизы Алерт» в соцсети и набрал номер инфорга. Как оказалось, это и была пропавшая Людмила Георгиевна. Всё закончилось благополучно. Выяснилось, что с момента исчезновения бабушка в полузабытьи прошла невероятную для себя дистанцию в 21 км и очень устала.
Слабоумие, старческий маразм, утрата способности мыслить, запоминать, распознавать предметы — как деменцию не назови, а легче с ней жить ни пожилым людям, ни их близким не становится. По данным ВОЗ, в мире насчитывается свыше 50 млн человек, страдающих деменцией, в России эти данные в районе 2 млн. Более того, по прогнозам той же Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году от деменции будут страдать свыше 80 млн человек по всему миру.
Кто пропадает? Люди, которые ушли гулять, заблудились и уже не могут найти обратную дорогу. Те, кто просыпаются среди ночи и, не узнав свой дом, уходят на улицу и теряются. Они могут пройти десятки километров. Кто-то уезжает в другой город или попадает в больницу. Некоторые из них умирают в больницах как неизвестные.
— Примерно половина людей, которых мы ищем, — это люди с такими изменениями. Это проблема, которую не видит государство, не видит общество, — рассказал «Известиям» член Общественной палаты РФ, председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев. — В реальности у огромного количества граждан в возрасте 75+ есть какие-то проблемы с памятью. И будет хорошо, если будут системные решения.
Один из реально работающих проектов, по словам Григория Сергеева, — совместная работа поисково-спасательного отряда и бизнеса «Островок безопасности». Это около 40 тыс. точек (например, сетевой магазин), где персонал точно знает, как помочь потерявшемуся человеку с деменцией и куда звонить.
— За год работы «Островка безопасности» порядка 600 людей вернулись домой, и во многих случаях еще до того, как родственники поняли, что что-то случилось, — говорит Григорий Сергеев. — Несколько десятков случаев оказались чистым спасением жизни, когда людям было плохо, но благодаря грамотным действиям мы успели помочь вовремя.
По словам председателя «Лизы Алерт», порядка 30% людей, которых сейчас ищут (около 100 человек ежедневно), уже проходили через медицинские учреждения, но их не могут обнаружить, потому что нет федеральной базы таких пациентов.
— Это важная вещь. Есть даже поручение президента по этому поводу, которое, я надеюсь, превратится в федеральную базу, — говорит Григорий Сергеев.
Фотография на память
Можно ли предупредить уход из дома человека, страдающего деменцией? Это трудно, поскольку невозможно контролировать человека 24 часа в сутки семь дней в неделю. Но можно помочь максимально сократить поиски. Сайт memini.ru, посвященный проблемам деменции, дает несколько советов.
Во-первых, соседи должны знать, что у близкого вам человека проблемы с памятью. Не стесняйтесь давать свой номер и просить соседей звонить, если вдруг они заметят, что ваши папа, мама, бабушка или дедушка куда-то идут одни. Если вы живете отдельно, то звоните своим пожилым родным с деменцией или соседям каждый день, так как часто заявка на розыск поступает только спустя два-три дня — драгоценное время потеряно. Если не можете сами навещать родного человека, опять же просите соседей заглядывать к нему: вы должны каждый день знать, где человек, как он себя чувствует.
Купите и убедите пожилого человека носить с собой мобильный телефон (самой простой, удобной модели). Занесите в «Избранное» экстренные телефоны и номера родных. Даже если человек нечасто будет по нему отвечать, есть надежда получить данные о перемещении. Оформите SIM-карту на свое имя и подключите функцию получения геолокации у сотового оператора. Также можно приобрести трекер, который поможет отследить перемещения с помощью GPS.
Можно положить в карманы одежды записки с вашим номером телефона, именем, а также нашить бирки с номером телефона и вашим именем, Ф.И.О. бабушки или дедушки на одежду — не только на верхнюю, но и на нижнее белье.
Нельзя недооценивать риск
Не лишним будет периодически проверять, а помнит ли близкий человек свои имя, фамилию, адрес, хотя это не панацея. Психиатр, вице-президент фонда помощи людям с деменцией и их семьям «Альцрус» Мария Гантман замечает, что родственникам нельзя недооценивать риск потерять своего близкого.
— Как обычно рассуждают? «Если человек уйдет из дома, он же сможет сказать, как его зовут. Я спрашиваю у него адрес — он отлично помнит его». Люди, во-первых, не учитывают, что уже через несколько часов после бесцельного блуждания по улице (на холоде, на жаре, без еды, без воды) человек не сможет сказать ни свой адрес, ни как его зовут, — говорит эксперт. — Когда люди с деменцией пугаются или тревожатся, они забывают даже то, что помнили дома.
Мария Гантман отмечает, что никакие технологии не сработают, если родственники не будут насторожены: «За память и ориентировку в пространстве отвечают одни и те же отделы мозга. Если человек плохо помнит то, что ему сказали, переспрашивает много раз, у него уже повышен риск потеряться, и нужно что-то делать: устанавливать приложение «Поисковый центр», вешать бирки, термонаклейки на одежду».
Почаще фотографируйте родных с деменцией. Снимки не только останутся на долгую память, но и помогут в поисках: все-таки куда легче искать 80-летнего человека по свежему снимку, чем по фотографии в паспорте, где ему 45 лет.
По словам Григория Сергеева, какого-то единого рецепта нет: телефон может разрядиться, как и GPS-браслет, но важно использовать все возможности для спасения и обнаружения. Мария Гантман подсказывает еще один лайфхак для обнаружения потерявшегося человека.
— У неопознанных людей, которые оказываются в больницах, проверяют, нет ли их отпечатков пальцев в полицейской базе данных. Но если человек всю жизнь жил и никаких правонарушений не совершал, гражданство не менял, то, естественно, его отпечатков в базе нет,— говорит эксперт. — Но можно прийти в отделение полиции и, оплатив маленькую пошлину, получить такую услугу, как внесение отпечатков пальцев в базу данных.
Действовать без промедления
Если человек уже пропал, не ждите, бейте в колокола — в полиции обязаны принять ваше заявление сразу. Рекомендуется проявить настойчивость при общении с сотрудниками правоохранительных органов: в Москве практически на каждом доме, каждом подъезде есть камеры, и у полицейских есть доступ к записям.
Обязательно обратитесь в отряд «Лиза Алерт», где сделают ориентировку, таблицу больниц для прозвона, подскажут, как правильно искать.
Если дедушка буквально только что ушел, обследуйте район, проверяйте дома и подъезды, особенно очень похожие внешне на те, где живет пропавший близкий. Придется вспомнить прошлое: где любил гулять, где раньше жил (даже если это другой город), адрес работы, привычки. Задавайте себе вопросы и вспоминайте. Где в последнее время хотел побывать? Какие места недавно упоминал? Может быть, вы не пускали человека в лес, а он заядлый грибник. Нужно искать на тех маршрутах, по которым человек многие годы перемещался: на работу, в дом детства, откуда переехал и так далее.
Не забываем о силе соцсетей: разместите фото бабушки или дедушки, просите обратить внимание, ведь никогда не знаешь, кто может увидеть этот пост и помочь.
Важна культура помощи
Заметить пожилого «потеряшку» с деменцией на улице не так сложно: он может быть одет совершенно не по погоде, в домашних тапочках и халате. Если потерянный на вид пожилой человек просит о помощи, наберите 112 и побудьте с ним до приезда полиции. В идеале нужно сфотографировать человека, записать, кто и куда его повез, и сообщить в поисково-спасательный отряд.
Если пожилой человек просит купить ему билет на транспорт, то не спешите оплачивать поездку. К сожалению, отмечает руководитель направления психологии «Лизы Алерт» Анна Шипилова, оказавшийся на улице пожилой человек с деменцией не всегда понимает, что ему нужна помощь.
— Чаще всего люди с деменцией не принимают помощь, потому что они точно знают, куда идут и что им нужно. Единственная помощь, которую они могут принять, — это если им предлагают помочь вернуться домой. Но, к сожалению, мы встречаемся с такими ситуациями, когда человеку оплачивают проезд или подбрасывают на машине до того пункта, который человек сам называет, но оказывается, что он не живет там уже много-много лет, — говорит Анна Шипилова, отмечая, что важно создавать культуру помощи дезориентированным людям.
QR-код укажет на «потеряшку»
В 2018 году калининградский фонд знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория» на основе зарубежного опыта использования QR-кодов для поиска пожилых людей с деменцией запустил проект «Помогите мне вернуться домой».
Российский вариант проекта, отмечают создатели, безопасный, дешевый и доступный для каждого. В проекте используются термонаклейки на одежду с индивидуальным QR-кодом, который при считывании не выдаст неравнодушному, но всё же постороннему человеку каких-либо персональных данных потерявшегося — только текст «Этот человек мог потеряться» (для Москвы), регистрационный номер и телефон горячей линии отряда «Лиза Алерт» (8-800-700-54-52).
Каждый номер привязывается к определенному человеку — участнику проекта — и городу, в котором он проживает. Информация об участнике и его близких хранится в базе данных, к которой есть доступ у «Лизы Алерт». При считывании QR-кода нужно сообщить номер наклейки поисковикам, а они уже по базе найдут контакты родных «потеряшки» и свяжутся с ними.
Как отмечает в беседе с «Известиями» руководитель проекта, президент фонда «Виктория» Олег Матукевич, важно, чтобы окружающие знали о такой технологии, тогда она действительно будет работать и помогать. В противном случае потерявшийся пожилой человек, хоть и с яркой наклейкой-кодом, останется незамеченным.
— Главный смысл проекта — чтобы люди не терялись, — говорит Олег Матукевич на презентации проекта в Общественной палате РФ. — Увидели на улице человека с такой наклейкой, подошли к нему, спросили, нужна ли помощь, и отзвонились, сообщив номер и место. Благодаря этому человека будет проще найти.
Уже в сентябре пилотный проект, который реализуется при сотрудничестве фонда «Виктория», фонда помощи людям с деменцией и их семьям «Альцрус» и поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», стартует в Москве. Термонаклейку можно будет получить бесплатно в фонде «Альцрус».
По словам президента фонда «Альцрус» Александры Щеткиной, в проекте «Помогите мне вернуться домой» ставится сразу несколько целей, в том числе (и это одна из главных задач) снижение количества потерявшихся и неопознанных людей, которые попадают в больницы.
— Термонаклейка не предотвратит пропажу. Человек уйдет из дома, если у него есть такая цель. Но время, которое будет затрачено на поиск, может сократиться, и это может спасти человеку жизнь, —отмечает президент фонда «Альцрус» Александра Щеткина. — Конечно, нужны и GPS-браслеты, и другие гаджеты, технологии, но термонаклейки — это как первый шаг, когда можно что-то сделать. Сейчас нет ничего концептуального.
Всего до конца года ухаживающим за людьми с деменцией в Москве планируется раздать более 600 термонаклеек. Каждый участник проекта заполнит своеобразный паспорт, где будет фотография близкого человека с деменцией, Ф.И.О., дата рождения. Также следует указать цвет глаз, волос, особые приметы, группу крови, лекарства, который принимает человек, привычки, даже то, чего боится. Этот «паспорт» будет храниться в семье. И если человек уйдет из дома, бумагу следует передать в полицию и написать заявление о пропаже.
Анализ реализации пилотного проекта в столице планируется провести весной 2021 года. В случае успеха опыт можно будет распространить в регионах.