Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО сбили 63 украинских БПЛА за шесть часов
Мир
Южнокорейский суд приговорил экс-президента Юн Сок Ёля к пяти годам тюрьмы
Армия
Белоусову доложили о наступлении группировки войск «Запад» на всех направлениях
Армия
В Минобороны РФ указали на провал попыток наступательных операций ВСУ на Купянск
Мир
ШОС выступила против вмешательства во внутренние дела Ирана
Мир
Суд назначил обвиняемой в подкупе Тимошенко залог на сумму около $760 тыс.
Мир
Военный эксперт усомнился в возможностях Европы создать аналог «Орешника»
Армия
Контракт с ВС РФ в 2025 году заключили более 422 тыс. человек
Мир
Уиткофф назвал четыре требования США к Ирану для урегулирования ситуации
Экономика
Экономист оценил последствия снижения ставок по вкладам до 15,1%
Мир
Президент Чехии Павел заявил о готовности Киева к болезненным уступкам для мира
Мир
Bloomberg сообщило об отсутствии оборудования для ремонта энергосистем на Украине
Мир
МИД РФ рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Молдавию
Происшествия
Почти 50 человек эвакуировались при пожаре в хостеле в Измайлово
Экономика
Эксперт порекомендовала держать 8–10% сбережений в золоте как защитном активе
Армия
Освобождение Жовтневого позволило ВС РФ закрепиться на западном берегу Гайчура
Общество
Минюст расширил реестр иностранных агентов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Договоренности о режиме прекращения огня на линии разграничения между Украиной и Донбассом были подписаны 22 июля на переговорах контактной группы и вступили в силу 27 июля с 00:01 по киевскому времени. Срок их действия, прописанный на бумаге, — «до полного и всеобъемлющего урегулирования конфликта». ВС противоборствующих сторон получили приказы о запрете на применение любых видов вооружения, включая стрелковое. Специальный корреспондент «Известий» разбирался, что сейчас происходит в республиках.

Настояли на своем

С начала года ЛНР и ДНР потрясывает и шатает. Весной ситуация на линии соприкосновения обострилась до уровня 2015 года и к маю достигла своего пика: обе республики ввели (впервые со времен Дебальцевской операции) режим повышенной боевой готовности. И вот теперь — договор о «полном и бессрочном прекращении огня».

Подписание документа, а точнее, продление и расширение договоренностей, принятых летом 2019 года, в Донбассе называют дипломатическим прорывом.

— Мы добивались этого подписания более пяти месяцев, — рассказала «Известиям» министр иностранных дел Донецкой народной республики Наталья Никонорова. — Не могу сказать, что поведение представителей Украины на минской площадке как-то поменялось, они как были далеки от заинтересованности в каких-либо подвижках в этом направлении, так и остались. Поэтому можно сказать, что мы буквально вынудили Киев согласовать и принять эти решения.

Дочка прибежала и сказала, что стрелять больше не будут
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

По словам министра, отличие новых договоренностей от прошлогодних в том, что прежние были оговорены только устно. В то время как нынешние не просто согласованы, но и подписаны всеми участниками Контактной группы, причем именно в той редакции, на которой настояли ЛНР и ДНР.

В новой редакции документа предусмотрен полный запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия. На использование любых летательных аппаратов, то есть в первую очередь тех самых беспилотников, от которых каждый год гибнут мирные люди. Запрет на применение любого оружия, включая снайперское. На размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах. И невозможность отмены этих мер любыми приказами, в том числе секретными.

Что касается предполагаемой эффективности заключенных договоренностей, Наталья Никонорова отметила: «Будем очень надеяться, что письменно взятые обязательства будут неукоснительно соблюдаться Киевом».

Итоги «мирного» года

В соседней ЛНР принятый комплекс мер оценивают также положительно, однако, учитывая предыдущий опыт, особого оптимизма не испытывают.

21 июля исполнился год со вступления в силу как раз предыдущего «устойчивого и бессрочного режима прекращения огня по всей линии соприкосновения». Но именно за этот период ВФУ обстреляли территорию Луганской республики более 400 раз, около 120 домов и зданий повредили, убили четверых гражданских, — поделился с «Известиями» официальный представитель народной милиции ЛНР Яков Осадчий.

Дочка прибежала и сказала, что стрелять больше не будут
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

А последние ЧП произошли всего месяц назад, подчеркнул военный. Так, в селе Березовское, что рядом со знаменитым Золотым (где осенью 2019-го происходил громкий развод сил), был ранен в шею 37-летний мирный житель. Спустя день осколком в голову ранило еще одного молодого человека. А через день уже в самом Золотом наповал убило 65-летнего мужчину. Его родственница получила рваную рану грудной клетки.

Регулярно страдают объекты инфраструктуры. Например, всего за два дня до вступления в силу новых мер ВФУ обстреляли и вывели из строя подстанцию, питающую Золотое. До этого были обстреляны ЛЭП, подающие электричество в город Кировск и в ряд поселков.

Похожая ситуация, только с более тяжелыми последствиями, произошла на прошлой неделе в ДНР, где после огня со стороны Украины в районе Горловки перебило магистральный водопровод, обеспечивающий половину городов республики. Подача питьевой воды на несколько дней сократилась почти в три раза. Пострадали Горловка, Донецк, Енакиево, Дебальцево…

Три месяца, не поднимаясь

Острую необходимость прекращения огня подчеркивают и в докладе специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, опубликованном 20 июля. Согласно отчету, с начала 2020 года в Донбассе погибло восемь мирных жителей, еще 47 получили ранения. Также, оценив положение на трех участках разведения сил, наблюдатели констатировали: спокойная обстановка была лишь в одной точке — в районе станицы Луганской. А вот в Петровском и Золотом периодически шли столкновения.

Ранее глава миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер также заявила, что за шесть лет вооруженного конфликта в Донбассе погибло 3350 гражданских, более 7 тыс. человек пострадали.

Один из таких пострадавших — 13-летний мальчик Дима из села Саханка, что на юге ДНР. 7 мая нынешнего года во время тяжелого обстрела он получил осколочные ранения и открытые переломы руки и ноги. Один из бойцов, накрывший школьника своим телом, погиб.

Дочка прибежала и сказала, что стрелять больше не будут
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Третий месяц Дима лежит в донецкой травматологии. За всё это время он пока ни разу не встал с больничной койки.

— Живем вместе с сыном в палате, — рассказала «Известиям» его мама Лилия Захарова. — Диме уже сделали три операции. Сейчас предстоит четвертая — по наращиванию кости на ноге. Гипс и спицы сняли. Сейчас потихоньку разрабатываем руку. Массажист помогает. Главное — рука, чтобы костыль мог взять! Если встанет на костыли — значит, всё хорошо будет, говорят врачи.

Мальчик, объясняет женщина, морально уже восстановился — шутит, улыбается. В следующий понедельник ему исполнится 14 лет. Мама решила подарить сыну мобильный — до этого своего телефона у Димы не было.

«Стреляют или нет?»

Одной из самых горячих точек на карте ДНР в этом году стала Александровка, что располагается на западной окраине Донецка. В конце марта на площади возле местной школы ранение получила ученица 11-го класса: один осколок перебил ей руку, другой врезался в спину. 4 мая под огонь попали три маленькие девочки: две сестры и их подружка. Меньше месяца назад — молодой парень и бабушка.

Особенно поселок страдает от пушечного огня из БМП-2 и от снайперов, — поделился с «Известиями» глава Александровки Константин Чалый. — И днем и ночью бьют. По жилому сектору. После подписанного перемирия второй день — тишина. Хотя, признаться, я не верю в эти договоренности. По опыту знаю: два-три дня тихо, а потом по новой. Научены…

Пострадавшие 4 мая во время обстрелов две сестры — семилетняя Мелания и 10-летняя София — лето провели в тихой Макеевке у бабушки. А сейчас вернулись обратно в Александровку.

Дочка прибежала и сказала, что стрелять больше не будут
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Физически чувствуют себя хорошо в целом, — рассказала «Известиям» мама девочек Ольга Радченко. — У старшей, раненной в голову, иногда боли возникают. У младшей в ножке остался осколок, врачи сказали: глубоко, операция может пройти с осложнениями, поэтому лучше не беспокоить. А вот психологически не восстановились. В комнату, куда влетели осколки, до сих пор боятся зайти. На улицу одни почти не выглядывают, особенно если тучи: в тот день ведь стояла пасмурная погода, дождь лил. А если выходят — то быстро возвращаются.

Если приезжают в какое-то новое место, добавляет мама, то обязательно спрашивают: «Стреляют здесь или нет?», и если стреляют, уточнят: «Где безопасней всего находиться?». Ходят вместе, держась за руки. Психолога девочкам врачи не назначили, приходится обходиться только успокоительными таблетками. Два дня назад София и Мелания вернулись от бабушки из Макеевки обратно в Александровку, плакали, не хотели, но что делать. После переезда (так совпало) как раз объявили о перемирии. Младшая дочка, услышав первой новость, прибежала и объявила: «Всё нормально, по телевизору сказали, что стрелять больше не будут!»

Сейчас противоборствующие стороны не используют оружие. По данным наблюдателей представительства ДНР в СЦКК, обстрелов со стороны противника за прошедшие двое суток не зафиксировано.

Читайте также
Прямой эфир