Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Разработчики игр предложили упростить получение прав на советские и российские киноленты — в частности на те, которые находятся в Госфильмофонде. Он хранит подавляющее большинство картин советской эпохи. Сейчас регламент фонда не предусматривает передачу интеллектуальных прав, например, на декорации, костюмы и другие элементы кинолент. Рабочая группа «Геймнет» попросила Минэкономразвития исправить эту ситуацию. Это позволит создавать игры с ретроатмосферой, реалистично передающие жизнь в советскую эпоху. Минэкономразвития сочло предложение рациональным и разослало его на оценку экспертам, отмечено в документах ведомства, с которыми ознакомились «Известия».

Вернуться в Советский Союз

Рабочая группа «Геймнет» (объединяет российских создателей онлайн-проектов) предложила упростить порядок предоставления прав на использование отечественных произведений кинематографа. Об этом сказано в проекте «дорожной карты» «Трансформация делового климата» (есть у «Известий»). Документ формирует Минэкономразвития, оно занимается сбором мнений представителей бизнеса. Ведомство сочло инициативу разработчиков игр рациональной и разослало ее экспертам на оценку, отмечено в письме министерства от 16 июня, с которым ознакомились «Известия». Если идею поддержат, ее включат в окончательный вариант плана.

В пояснительной записке к инициативе «Геймнет» сказано, что сейчас в нормативной базе нет ограничений и барьеров для создания продуктов на основе уже существующих произведений литературы, кинематографа, искусства в целом. Но компании все равно сталкиваются со сложностями, например, при определении правообладателя произведений, особенно если речь идет о советском кино. Например, большинство игровых, научно-популярных и мультипликационных фильмов СССР хранятся в Госфильмофонде. Ему принадлежат права на произведения «Ленфильма», Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Свердловской киностудии, «Центрнаучфильма» и др. Исключение составляют лишь «Мосфильм» и «Союзмультфильм», которые сами являются держателями прав на свои произведения.

минэкономразвития
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Регламент Госфильмофонда не предусматривает возможности передачи авторских прав для создания новых произведений, например игр. Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев (консультирует бизнес по этому вопросу) пояснил «Известиям», что Госфильмофонд может передавать права либо на все аудиовизуальное произведение, либо на его фрагмент. Но производителям игр интересны права не на картину или ее часть, а на отдельные объекты, которые входят в ее состав. Например, декорации, костюмы, музыку либо сам сценарий. В этом случае возникает очень много вопросов, которые можно разрешить, только работая с авторами и иными правообладателями, кроме фонда.

— Предложение рабочей группы «Геймнет», скорее, можно расценивать как запрос на то, чтобы упростить получение прав, а этот вопрос находится в компетенции Минкультуры, — подчеркнули в федерации.

Создатели игр предложили собрать базу всех существующих произведений, а также сформировать понятные и прозрачные механизмы правового взаимодействия с ней, отмечено в пояснительной записке к инициативе. В конечном итоге, уверены авторы, появятся новые игровые продукты, направленные на популяризацию отечественной культуры, продвижение наших культурных ценностей в международном поле, патриотическое воспитание.

В Госфильмофонде не прокомментировали ситуацию.

Бобины с кинофильмами в помещении спецхранилища ФГБУК «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации»

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Представитель рабочей группы «Геймнет» сказал «Известиям», что разработчикам интересна советская ретротематика, популярная в играх. В первую очередь компаниям важно получить элементы, которые могут показать эпоху, а не конкретные фильмы.

Среди самых известных картин студии «Ленфильм» — «Старик Хоттабыч», «Полосатый рейс», «Чапаев», «Человек-амфибия», «Начало», Свердловской киностудии — «Найти и обезвредить», «Угрюм-река», «След в океане».

Игры не для всех

В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сказали, что вопрос находится на стадии предварительного обсуждения.

— Произведения советского и российского кинематографа являются объектами авторских и смежных прав, у которых есть конкретные правообладатели. Необходимо учитывать их интересы, — подчеркнули в ведомстве.

В пресс-службе Минкультуры на запрос «Известий» на момент публикации не ответили.

В пресс-службе ComonGames сказали «Известиям», что положительно оценивают предложенную инициативу. Юридические согласования и другие формальности, которые связаны с приобретением прав на интеллектуальную собственность, безусловно, усложняют разработчикам жизнь.

Министерство культуры

Министерство культуры

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— Прозрачная и понятная схема использования произведений позволит разработчикам чаще задействовать их в своих проектах, — отметили в компании. — Многие команды не работают с ними именно потому, что на них сложно получить права.

При этом в компании усомнились, что проекты, сделанные именно на основе советских и российских фильмов, например, с их героями, получат массовое распространение.

Писатель-фантаст, игровой сценарист Сергей Чекмаев напомнил «Известиям», что идея создания, например, патриотических игр уже поднималась несколько лет назад. По его словам, проблема отечественного рынка игровой индустрии не в том, что разработчики не могут юридически просто и дешево получить права на отечественные кинофраншизы, а в том, что пока неясно, для кого конкретно стоит делать такие проекты.

Русскоязычное игровое сообщество не столь велико, чтобы можно было прогнозировать приличную окупаемость национального проекта. Тем более игру, рассчитанную лишь на наш рынок, будут делать максимально дешево, если не по графике, то по жанру, — предположил он. — Большая часть современных игр рассчитана на глобальных игроков, а на Западе мало знают о русской культуре и кинематографе. У массового потребителя на слуху лишь Dostoevsky, vodka, Tarkovsky и balalaika.

Российские разработчики игр 1С и «Иннова» на момент публикации не ответили на запросы «Известий». В компании Mail.ru Group отказались от комментариев.

Прямой эфир