Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Мы друг для друга всё те же Труня, Хаба да Пореча»
2020-07-24 13:25:38">
2020-07-24 13:25:38
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пожалев денег на искусство, можно потерять целое поколение, считает Михаил Пореченков. Всем своим критикам актер советует не быть камнями и лично заняться творчеством. А в МХТ имени Чехова, где играет Пореченков, по его словам, нет никакого бунта — есть лишь нормальный разговор творческого коллектива с руководителем. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» на церемонии закрытия первого после пандемии офлайн-киносмотра «Горький fest», президентом которого он является.

— Вы говорили, что «Горький fest» задуман для того, чтобы жители города понимали: не нужно ехать в центр, центр сам приедет к ним. В эти дни я пообщалась с нижегородцами — никто из опрошенных о фестивале не слышал. В чем причина?

— Приведу вам в пример одну девушку. В прошлом году она стояла под огромным баннером с надписью «Горький fest» и спрашивала нас: «А вы здесь зачем?» Я говорю: «Фестиваль проводим». — «Какой?» Если ты ничем не интересуешься, замкнулся в своей скорлупе, что я могу сделать? Об одном твержу: люди, интересуйтесь тем, что происходит вокруг!

Генеральный продюсер фестиваля «Горький fest» Оксана Михеева и Михаил Пореченков

Генеральный продюсер фестиваля «Горький fest» Оксана Михеева и Михаил Пореченков

Фото: vk.com/gorkyfest52

Безусловно, возможно, у кого-то такая загрузка, что он ни за чем не успевает следить. Хвала тем людям. Я преклоняюсь перед медиками, которые в пандемию работают не жалея себя, рискуя. Они света белого не видят, заняты работой. Но все остальные чем заняты? В городе проходит кинофестиваль, он идет уже четвертый год в одни и те же даты с приглашенными звездами, с интересным кино, с показами на стадионе — что еще масштабнее я могу сделать? Если вам неинтересно жить, я не смогу вас заставить делать это.

— Сложно было организовать фестиваль в нынешних условиях?

— Коронавирус стал самой большой проблемой. Мы сначала вообще ничего не понимали, не знали, как решить проблемы — они сваливались на нас одна за другой. Куда поселить гостей, когда гостиницы закрыты? Где их кормить, когда закрыты кафе и рестораны? Как гости будут отдыхать? Нужно было решить огромное количество организационных вопросов. Спасибо Оксане (генеральный продюсер фестиваля Оксана Михеева. — «Известия) — она собрала команду, быстро реагирующую на все вводные. Но наши труды могли пойти насмарку, если бы губернатор Нижегородской области Глеб Никитин не принял решение взять на себя ответственность провести фестиваль.

— Ответственность действительно большая — вирус же никуда не исчез.

— Чтобы обезопасить наших гостей и зрителей, мы приняли серьезнейшие меры безопасности. Но все сошлись во мнении, что, несмотря на пандемию, мы должны продолжать жить. Своим фестивалем мы говорим: жизнь и любовь важнее страха смерти и болезней.

Закрытие фестиваля «Горький fest»

Закрытие фестиваля «Горький fest»

Фото: facebook.com/Gorkyfest

— Заметила, что многие зрители пренебрегали требованиями волонтеров: снимали маски, нарушали систему рассадки.

— Мы не надзирающие органы, не можем контролировать всех и каждого. Со своей стороны мы соблюдали все рекомендации Роспотребнадзора — организовали шахматную рассадку, мерили температуру, маски раздавали.

— Не боялись столкнуться с обвинениями в том, что деньги из бюджета области тратятся на приезд звезд, в то время как многие люди из-за пандемии оказались в бедственном положении?

— Когда вы уберете искусство из своей жизни, поймете, что это и была самая главная ее часть. Уничтожить ее легко. Восстановить практически невозможно. Потеряете поколение, потеряете всё. Пожалуйста, не говорите о количестве денег. Мы постоянно обсуждаем только быт, живем в обществе потребления. Но не говорим, что у нас внутри, как мы переживаем, можем ли сострадать ближнему, подключаться к беде.

Надоела эта тотальная непрофессиональная критика и всеобщее недовольство: футболисты плохо играют, политики плохо работают, артисты неубедительны. Ребята, если вы умеете лучше, мы вам с радостью уступим. Дерзайте!

Конечно, тратятся финансы, ну а как иначе? Мы хотим, чтобы люди смотрели кино, авторы встречались друг с другом, была обратная связь. Не будьте камнями, попробуйте найти в себе желание творить. Это я к огромному количеству хейтеров обращаюсь.

Гости фестиваля на стадионе «Нижний Новгород»

Гости фестиваля на стадионе «Нижний Новгород»

Фото: facebook.com/Gorkyfest

— Вы служите в МХТ имени Чехова. В Telegram-каналах написали, что на посткарантинном собрании в МХТ артисты высказали претензии худруку Сергею Женовачу. Это правда?

— Не знаю, меня там не было.

— Но коллеги вам, наверное, рассказывали?

— Я что, буду вам передавать, что коллеги говорят? Сергей Васильевич — серьезный художник, большой режиссер. Обращаться с художником нужно аккуратно и трепетно. Это мой главный постулат, главная мысль, которую я хочу транслировать. СМИ хотят представить это собрание как бунт. Но это был лишь разговор творческого коллектива с руководителем. Точка.

— Вскоре после прихода Сергея Женовача в МХТ вы в разговоре с «Известиями» предположили, что ваше присутствие в театре будет расширено. Спустя два года ничего не изменилось?

— Мы работаем, у меня есть прекрасные спектакли «Бег» и «Крейцерова соната». Театр — это ведь творческий процесс. Да, есть план работы театра, есть взгляд художественного руководителя на его развитие. 7 сентября будет сбор труппы, на котором объявят, какие спектакли будут ставиться. У нас был гениальный менеджер — Олег Павлович Табаков. Сейчас другое руководство, другая история, другой театр. Давайте подождем и посмотрим.

Михаил Пореченков и Анатолий Белый в спектакле «Бег»

Михаил Пореченков и Анатолий Белый в спектакле «Бег»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Ваш старший сын актер Владимир Любимцев очень на вас похож. Как думаете, он сможет стать вашим преемником в кино и на сцене?

— У Вовы своя жизнь. Взрослый мальчик, ему 30 лет. Я вижу, как он развивается, желаю ему удачи, счастья, творческой состоятельности. Он много работает в театре. Вот уж кто точно появляется там чаще, чем я. Эти молодые ребята, которые пришли в МХТ, очень работоспособные.

Мне бы хотелось, чтобы он был удачлив и не жалел о том, что выбрал эту профессию, даже если вокруг много проблем. Мой мастер Вениамин Михайлович Фильштинский написал книгу по педагогике, в которой говорит, что вокруг были ужас и ад, а у нас была маленькая репетиция и весь ужас и ад отходили на второй план. Если и у него будет своя «маленькая репетиция», это спасет его.

— Он сам захотел идти по вашим стопам?

— Нет, его 13 человек били, чтобы он пошел. В театральный институт не берут по разнарядке — только по способностям.

— Есть те, кто говорит, что Владимир попал в МХТ по вашей протекции. Что скажете?

— Ну какая протекция? Хотя пускай говорят, что хотят. Посмотрите его в кино и всё поймете. Надеюсь, скоро выйдет большая премьера с его участием. Приходите в театр, смотрите, как он работает. Но если говорить вообще — он мой сын, и я, конечно, его люблю и буду помогать ему везде, где смогу. В том числе и в профессии, которую я хорошо знаю. Думаю, любой родитель это будет делать.

Владимир Любимцев (второй слева) в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «XX век. Бал

Владимир Любимцев (второй слева) в спектакле МХТ им. А.П. Чехова «XX век. Бал»

Фото: МХТ им. А.П. Чехова/mxat.ru/Екатерина Цветкова

— Так вы помогли ему устроиться в МХТ?

— Ребята рубились серьезно на отборе, в комиссии было много народу. Не я один. Ваня Дергачев и Володя Любимцев показали себя достойно и абсолютно аргументированно попали в театр. Как я мог прийти к Олегу Павловичу и сказать: «Это мой сын»? Он бы ответил: «Мне зачем пустой человек на сцене нужен?» Вова показал, что умеет, и его взяли, никаких других вариантов в нашей профессии нет. По таланту, по способностям. Никто не хочет, чтобы в команде были бездарности.

— Когда вы работали в Театре Ленсовета, у вас была своя компания — Константин Хабенский, Михаил Трухин. Скучаете по тому времени?

— Не скучаем, потому что живем стремительно. У Костяши, например, школа, фонд, кино, театр. Мы также бежим вперед. Конечно, когда встречаемся, мы друг для друга всё те же Труня, Хаба да Пореча. Когда мы вместе, нам кажется, что мы всё еще в театральном институте, дурачимся: «Да ладно, хорош, брат, да это всё... Перестань». Всё по-свойски, легко, смешно. Наверное, просто трепетно друг к другу относимся.

— А вы сильно изменились с тех пор?

— Я прожил какую-то жизнь, стал другим человеком, взрослее стал. У меня пятеро детей, сто сыгранных картин, множество спектаклей. Я же не камень, не песок — должен меняться. Спустя прожитые года, мы смотрим на молодых и дерзких и говорим: «Да-да, мы тоже такими были. Но подождите, вы еще не знаете, какой путь вас ждет, а мы его уже прошли».

У всего есть определенные алгоритмы, свои капканы. Если бы мы были молодые и такие мудрые, как сейчас, это был бы лучший симбиоз. Но, к сожалению, молодость — это бодрость, а когда сил нет, дается мудрость. Молодым всегда приятно быть — у них нет ошибок, шишек, пинков. Пускай они дерзают — считают, что завтра начнется другая жизнь и они будут звездами, а послезавтра будут лучшими продюсерами. Мы не будем их останавливать, иногда просто будем помогать: «Тихо-тихо, не упади, малышочек. Беги-беги, давай мы тебя поддержим. Да, ты, конечно, сам. Но мы давай поддержим».

Справка «Известий»

Михаил Пореченков родился в Ленинграде. Учился в Таллинском высшем военно-политическом строительном училище, затем в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, после окончания которого работал в театре «На Крюковом канале» и Театре имени Ленсовета. С 2003 года — актер МХТ имени Чехова. Фильмография артиста включает 120 фильмов, среди которых «Ликвидация», «9 рота», «Грозовые ворота», «Белая гвардия» и др. Народный артист России.