Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Весомый «Довод»: в открывшихся кинотеатрах не будет блокбастеров

Вернутся ли зрители в кинозалы после карантина
0
Фото: Каро-Премьер
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Перенос проката западных блокбастеров — в частности, фильмов «Довод» и «Мулан» — поставил кинотеатры в сложное положение. В Ассоциации владельцев кинотеатров «Известиям» сообщили, что возобновлять показы без больших премьер нет смысла. Но некоторые участники рынка убеждены, что работу всё равно надо начинать: среди запасов есть «Форпост» с Орландо Блумом и Скоттом Иствудом, «Секрет» с Кэти Холмс и «Тень звезды» с Павлом Прилучным. В России показ предполагается возобновить с 15 июля. «Известия» выяснили, чем прокатчики собираются привлечь зрителей в отсутствие хитов.

Несбывшиеся надежды

Еще в начале июня считалось, что мировой кинопоказ оживет в середине лета, а точкой отсчета для кинотеатров всех стран была картина Кристофера Нолана «Довод», мировая премьера которой планировалась как раз в разгар летнего периода. В индустрии были уверены, что на этот суперблокбастер люди обязательно пойдут. Даже если придется сидеть в масках, в шахматном порядке и без попкорна. Ведь нет смысла открывать кинозалы, если публика туда не пойдет. Такой опыт был в Китае, где залы стояли пустыми после возобновления работы, то же случилось с несколькими кинотеатрами в России. Они закрылись сразу же — им было нечего показывать, а старыми лентами массового зрителя привлечь невозможно.

Автокинотеатры, которые в стране работают с начала мая, продают на сеансы от пяти до 50 билетов (по данным ЕАИС), и это не те цифры, ради которых хотя бы один прокатчик рискнет выпускать значимую картину.

В России предполагается возобновить показ 15 июля. Эту дату не раз называли представители киносетей и чиновники, привязана она также была к «Доводу». Через неделю после него должен был стартовать диснеевский блокбастер «Мулан». Вместе эти две картины (первая рассчитана на взрослую, вторая на семейную аудиторию) должны были вернуть зрителя в кинотеатры. Но в США усилилась пандемия коронавируса, и студия The Warner Bros. сдвинула релиз «Довода» на 31 июля.

На 16 июля поставили хит того же Нолана «Начало» производства 2010 года. Он должен был разогреть публику перед «Доводом», тем более что фильмы друг с другом отчасти связаны. А первым большим посткарантинным блокбастером автоматически стал «Мулан», намеченный на 23 июля. Однако на прошлой неделе ряд авторитетных изданий сообщил, что выход диснеевского экшена будет отложен. Российское представительство «Диснея» от комментариев отказалось. Вскоре после этого The Warner Bros. объявила, что «Довод» переносят на 12 августа. Очевидно, эта дата не окончательная, но уже ясно, что до середины августа в кинотеатрах мира, включая российские, больших премьер не будет.

Полна коробочка

Рассчитывая на возобновление кинопоказа, дистрибуторы поставили на первые полтора месяца десятки релизов, накопившихся за время карантина. Например, у «Парадиза» только в июле стоят три фильма. Один из них, исторический экшен «Артур и Мерлин», должен выйти 15 июля и стать первым относительно крупным кинорелизом лета наряду с российской комедией «Хэппи-энд» от «Сони». А уже в начале августа «Парадиз» собирается показать «Билл и Тед» — продолжение культовой молодежной франшизы. Отчасти такая плотность связана с тем, что у компании есть сеть кинотеатров «Пять звезд» и собственные релизы могут закрыть возможный дефицит контента, если какие-то дистрибуторы решат отложить выход своих картин. Тем не менее в скором возобновлении зрительского потока ее руководство сомневается.

— Еду по городу и вижу, что на открытых верандах московских кафе много посетителей, у людей хорошее настроение, это радует. Но какая атмосфера будет в кинотеатрах? — задается вопросом президент группы компаний «Парадиз» Геворг Нерсисян. — Ведь поход в кино — не просто просмотр фильма, это праздник. А когда зрители, пришедшие в кинотеатр, будут обязаны соблюдать жесткие предписания, испытывать тревогу, дискомфорт, это может негативно отразиться и на восприятии фильма. Не сделает ли это бессмысленным посещение кинозала, не обесценит ли сам поход в кино?

У другого независимого прокатчика, MEGOGO, кинотеатров нет, но план по релизам еще больше. В июле запланированы восемь фильмов в разных жанрах, в том числе семейные комедии «Мой шпион» с Дэйвом Батистой и «Думай как собака» с Меган Фокс, военный экшен «Форпост» с Орландо Блумом и Скоттом Иствудом, мелодрама по бестселлеру Ронды Берн «Секрет» с Кэти Холмс. Плюс две отечественные картины: триллер «Запретная зона», действие которого происходит в 1989 году недалеко от Чернобыля, и музыкальная мелодрама «Тень звезды» с Павлом Прилучным.

Обычно дистрибуторы стараются выпускать по одному релизу в две недели, но превышение этой нормы — осознанная стратегия, заявляют в компании.

— Мы не отдали ни одного фильма, планируемого для широкого проката, на онлайн-платформы, так как хотели, чтобы у кинотеатров, когда они откроются, был свежий разножанровый контент, — рассказала директор по маркетингу компании Татьяна Фокина. — Всем понятно, что нужен срочный перезапуск киноиндустрии, в которой много участников, а кинотеатрам, чтобы открыться массово и широко, требуется много новых фильмов. Независимые компании отличаются высокой мобильностью в принятии решений по датам выпуска, могут себе позволить пойти на риск и довольно долго показывать жанровые мейнстримовые фильмы вместо блокбастеров. У каждого из планируемых релизов большая аудитория, более того, по ближайшим из них сформированы ожидания. Получается, что вместо одного мегафильма зритель получает целую палитру картин. Что-нибудь его зацепит, а это главное.

Последствия рокировки

Пока не возникли разговоры о переносе «Мулан» с 23 июля на более позднюю дату, индустрия была готова работать в формате «один большой фильм и вокруг него много маленьких». Но теперь позиции участников рынка разделились. По словам председателя Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олега Березина, мультиплексы, которые платят зарплаты сотрудникам и аренду, готовы открыться уже 15 июля, чтобы иметь хоть какой-то доход. Другие кинотеатры, и их гораздо больше, смогли договориться об отсрочке аренды, пока кинопоказ в большинстве регионов запрещен. Если это ограничение снимут, торговые центры потребуют у мультиплексов на своей территории оплатить аренду, а взять средства будет негде: «маленькие» релизы не смогут привлечь достаточно зрителей. Поэтому АВК будет настаивать на том, чтобы регионы отложили снятие ограничений до тех пор, пока не будет определенности со стартом фильмов-флагманов, в том числе отечественных.

— Принимать решения предстоит регионам, — сказал Олег Березин. — Нужно адекватно оценивать ситуацию в каждом. В Крыму кинотеатры открываются 1 июля, а в Петербурге, который по статистике заболеваемости отстает от Москвы на три-четыре недели, сеансы можно возобновить позже.

В свою очередь, генеральный директор «Каро-Премьер» (эксклюзивный дистрибутор Warner Bros. Pictures в России) Алексей Рязанцев сообщил, что компания давно находится на низком старте и готова была выпустить «Довод» уже в конце июля. Сделаны дубляж и все рекламные материалы, нужна только точная дата от американского мейджора. Прокатчиков также не смутит, если мировой прокат откроется не «Доводом».

— Прорывать грудью ленточку, конечно, хорошо и почетно, этого хочет и Кристофер Нолан, но в данном случае это не так важно, — считает Алексей Рязанцев. — Надо, чтобы люди не боялись идти в кино, знали, что там комфортно и безопасно. Если выбирать между «быть первым» и «собрать больше денег», то экономика важнее.

Да и рассчитывать на то, что Warner решит выпустить фильм на других территориях раньше, чем в США, считает он, не стоит. Что касается российских кинотеатров, то, по мнению Алексея Рязанцева, им лучше подождать с открытием до появления больших блокбастеров, чтобы не столкнуться с проблемой пустых залов.

Успешный старт кинотеатров во многом зависит и от позиции местных властей. В Министерстве культуры сообщили, что уже направили в регионы просьбы сообщить даты возобновления кинопоказа на местах и поддержать прокат на своей территории. Со своей стороны Минкультуры готово оказать отечественному кинотеатральному показу информационную поддержку.

Прямой эфир