Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Московское море: что привело к затоплению города на выходных
2020-06-22 12:32:26">
2020-06-22 12:32:26
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После сильного ливня в Москве подтопило десятки улиц и дворов. В некоторых районах вода поднялась настолько высоко, что движением по ним было перекрыто, а машины буквально плавали по проезжей части. Один из подземных переходов на Варшавском шоссе оказался полностью заполнен водой, из-за подтопления на магистралях образовались пробки. Столичные власти утверждают, что причиной затопления участков стала листва, которая забила ливневые канализации. Об этом рассказал заммэра Петр Бирюков. «Известия» узнали у экспертов, почему московские ливневки не справились с обильными осадками и что нужно сделать, чтобы подобное не повторялось.

По пояс в воде

20 июня соцсети облетели фотографии и видеоролики на которых видны чудовищные последствия только что прошедшего дождя. Всего подтопленными оказались 33 участка автодорог и два подземных перехода.

На юге города затопило не только дороги, но тротуары, в нескольких районах жители жаловались на град размером в орех, а в Донском районе произошел обвал грунта в полуметре от трамвайных путей. Движение трамваев было временно остановлено для проведения аварийных работ. Грунт обвалился на глубину около 70 см. В ТЦ «Рио» на юге Москвы затопило один из магазинов: вода прорвала потолок.

В городе был объявлен оранжевый уровень опасности из-за прошедших ливней. За сутки в городе выпало до 70% месячной нормы осадков. На юге города также зафиксировали грозы. В парке Коломенское двое посетителей пострадали в результате удара молнии.

Из-за продолжительных осадков в конце мая и июне почва в некоторых районах была переувлаженена, отмечает главный специалист Гидрометцентра России Марина Макарова.

циклон над Москвой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— В выходные погода в Москве была неустойчивая. С севера к нам пришел атмосферный фронт, который принес дожди, которые местами сопровождались грозами и градом. В жаркую погоду дожди идут более обильные. Во вторник в столичном регионе также ожидаются осадки, местами сильные, — отметила в беседе с «Известиями» Макарова.

Ливневая канализация не справилась с потоками воды, из-за того что в нее попали ветки и листва поваленных деревьев, заявил заммэра Москвы Петр Бирюков. В результате в разных частях города возникли серьезные подтопления. По словам заммэра, в эти районах воду откачивали аварийные бригады с помощью специального оборудования и ликвидировали подтопления.

В 2016 году после аномальных дождей столичные власти пообещали провести масштабный ремонт ливневых канализаций и подземных коммуникаций. Тогда причиной подтоплений признали продолжительные осадки. Власти утверждали, что город нормально переносит ливни, однако в некоторых районах вероятность подтопления сохраняется. Мэр Москвы Сергей Собянин тогда пообещал устранить проблему уличных потопов за два года. По словам градоначальника, работы планировалось проводить почти в 120 проблемах точках города, причем в большинстве из них ливневки отсутствовали как таковые.

Эффект ванны

В Мосводостоке сообщили, что причиной затопления на Варшавском шоссе мог стать «эффект ванны». Большое количество воды вызвало перегрузку водосточной сети. При этом водосточная система находилась в исправном состоянии, и в ней не зафиксировали дефектов трубопровода или засоров, о которых говорил заммэра Петр Бирюков. «Известия» направили запрос в Мосводосток с просьбой прокомментировать ситуацию с затоплением, однако на момент публикации ответа не последовало.

Подтопления в разных частях столицы происходят регулярно и, чтобы исправить ситуацию, требуются большие вложения, считает архитектор-градостроитель, учредитель градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин.

— Такие ситуации в Москве происходят регулярно. Нельзя сказать, что это было исключение. Инженерные коммуникации требуют больших вложений. Я в целом не слышал, чтобы большие вложения в Москве делались именно в этом направлении. Вложения делаются в плитку, бордюры, посадку деревьев, а в создание и модернизацию ливневых канализаций — нет, — пояснил Заливухин.

Инженерная система должна быть рассчитана на форс-мажоры, когда выпадает большое количество осадкой, отмечает эксперт.

Даже когда забиваются одни ливневые стоки, их дублируют стоки на газоне, где вода должна впитываться. Вся инженерная система в городе должна постоянно обслуживаться, мониториться, очищаться, тогда сбоев не будет, — добавил архитектор-гидростроитель.

Устранение последствий подтоплений на улицах столицы

Устранение последствий подтоплений на улицах столицы аварийными бригадами «Мосводостока»

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Денис Воронин

К засорению ливневых канализаций могло привести засорение бытовым мусором, а также скошенной травой, отмечает руководитель независимого центра подземных исследований «Остроб» Михаил Савкин.

Люди бросают на землю мусор, который может привести к засорению ливневых канализаций. Помимо этого, туда попадает скошенная трава, которую оставляют коммунальщики. Система водостоков в Москве строилась еще в советское время и была рассчитана на другой масштаб. Многие коммуникации уже давно устарели, но заменить их все разом фактически нереально. Вода уходит в малые реки, которые находятся под землей. С развитием города в них делались новые врезки, а у самих водопрооводов небольшой диаметр. Однако модернизировать всю систему полностью — слишком трудоемко, для этого придется перекапывать крупные магистрали и из-за этого в городе будут образовываться большие пробки, — подчеркнул Савкин.

По его словам, улучшения ливневых канализаций ведутся, но работы эти идут слишком медленно. Еще одна причина потопов — уменьшение по мере застраивания города количества газонов, которые создают естественный дренаж.

Необходима перепланировка

Подтопление дорог в столице является следствием комплекса причин, в том числе ошибок проектирования планировки и переуплотнения, отмечает главный архитектор Института негосударственной экспертизы, судебный строительный эксперт, эксперт Министерства культуры РФ по государственной историко-культурной экспертизе Сергей Валерьевич Соколов. Из-за того что в городе твердые асфальтовые поверхности превалируют над естественными зелеными зонами, вода уходит гораздо медленнее.

— По нормативам и канонам планировки городов вода никогда не должна стоять на месте. Каждая дорога, каждая улица должны иметь уклоны для водоотведения. Все эти уклоны взаимосвязаны, потоки воды должны уходить к водосборникам, откуда затем сбрасываться в системы водоотведения. Часто наблюдаю, что при современном ремонте и строительстве новых дорог образуются «мешки», где вода просто скапливается и стоит. Хуже того — течет залпово прямо в пешеходный переход. Необходимо просвещать строителей и ремонтников не только в вопросах городского дизайна, но и в вертикальной планировке, — подчеркнул Соколов.

Сотрудник "Гормоста" во время откачки воды

Сотрудник «Гормоста» во время откачки воды из затопленного из-за сильного дождя подземного перехода в районе Варшавского шоссе

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Еще одной причиной, способной оказать влияние на образование потопов, можно считать изменение климата, добавляет судебный строительный эксперт.

Ливни были всегда. Затяжные грибные дождики были всегда. Но сейчас идут затяжные многодневные ливни. Не успевает просохнуть земля даже в парках. Вчера после дождя был в Ботаническом саду — вода сочится из земли и вытекает из лесного массива на дороги, образуя болота, — уточнил Соколов.

Чтобы решать проблему с подтоплениями, нужно пересматривать нормы проектирования с учётом большей ливневой нагрузки, усиливать систему ливневой канализации в городе, считает главный архитектор Института негосударственной экспертизы.

Существующая система очевидно не справляется. Между дорогой и тротуаром устраивать небольшие канавки, типа арыков, чтобы вода по ним уходила по уклону в канализацию. В общем, нужно привыкнуть, что многодневный ливень — это уже нормативная нагрузка, — резюмировал Соколов.

Причиной ЧП такого рода является неправильное проектирование, а не эксплуатационные работы, отмечает заслуженный архитектор России, профессор Московского архитектурного института, бывший директор Научно-исследовательского и проектного института (НИиПИ) Генплана Москвы Сергей Ткаченко.

— В первые годы руководства Москвой Сергея Собянина было очень много ошибок в проектировании, проведенном непрофессионалами. И эти ошибки сказываются до сих пор, их просто не успевают исправлять. Кроме того, чем больше поверхностей запечатываются в плитку, бетон, тем меньше влаги уходит в землю через грунт. Соответственно, значительно возрастает нагрузка на ливнестоки, а они на такое не рассчитаны не были, — рассказал Ткаченко.

Плановый потоп

С сильными подтоплениями столица сталкивается не впервые. Так, многочисленные видео со скрытыми водой улицами появлялись в сети после сильных ливней в 2019 году. Крупные магистрали уходили под воду и в результате непогоды в 2018-м и 2017 годах.

потоп в Москве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Активно обсуждать проблему начали еще в 2016 году, когда из-за непогоды пострадали в том числе Манежная площадь, Моховая улица, частично Тверская улица и проспект Мира. В ГУП «Мосводосток» тогда объяснили, что подтопления возникают из-за забитых мусором ливневок.

Позднее заммэра Петр Бирюков признал, что проблемы в ряде случаев могли быть связаны с благоустройством столичных улиц. В 2017 году глава Мосводостока Константин Ишханян в интервью на портале столичной мэрии mos.ru заявил о планах отремонтировать за год 250 ливневок — речь шла как о центральных дорогах, так и о ливневых канализациях во дворах. Тогда чиновник подчеркнул, что ливневая канализация на улицах, благоустроенных за год до этого, полностью исправна, а плановый ремонт, в том числе в проблемных точках, ведется ежегодно. В 2018 году Петр Бирюков заявил, что ливневая канализация полностью готова к непогоде.

Читайте также