Арсен Пиночетович: почему на Украине заговорили об отставке Авакова
Глава МВД Украины Арсен Аваков оказался под перекрестным огнем. За его отставку одновременно выступили и уличные активисты, и депутаты Верховной рады. Главная причина — серия скандалов и происшествий с участием полицейских. Согласно ряду свидетельств, в команде президента Владимира Зеленского недовольны также усилением Авакова во время карантина. «Известия» разбирались в ситуации.
Митинг с огоньком
Начало июня выдалось сложным для главы МВД Украины Арсена Авакова. Депутаты Верховной рады зарегистрировали в парламенте постановление об увольнении министра. Документ подписали 55 народных избранников, в том числе представители пропрезидентской фракции «Слуга народа». 9 июня стало известно, что в раде ждут отмашки главы государства.
— Думаю, он [Зеленский] и сам был бы рад от него избавиться. Но надо найти нового министра. Альтернативного кандидата, равносильной Авакову кандидатуры на данный момент нет, — говорит журналистам собеседник в «Слуге народа».
Против министра внутренних дел выступили также уличные активисты. 5 июня протестующие собрались в Киеве, Львове и Харькове. Самой масштабной оказалась акция в украинской столице. Здесь журналисты заметили и действующих депутатов рады, и националистов из запрещенной в России организации «Правый сектор». Участники мероприятия обвинили министра в провале реформы правоохранительных органов. Держали в руках плакаты с надписями «Гопники в погонах», «Куда обращаться, когда насилует полиция», «Много мусора!», «Больше ментов — меньше порядка».
В ходе акции протестующие сожгли милицейский автомобиль УАЗ.
— Вот это — наша реформа. На этом старом «бобике» в 90-е ездили мусора, которые били, подбрасывали в карманы траву, выселяли из квартир, убивали, закапывали и совершали еще множество преступлений, — комментировал происходящее активист с микрофоном. Кроме того, один из участников мероприятия попытался себя поджечь. Мужчина объяснил, что полиция отобрала у него трехэтажный дом.
Преступники в погонах
Повод для акций протеста — ухудшение криминогенной обстановки на Украине. 6 июня в городе Павлоград Днепропетровской области разоблачили банду полицейских, которые при помощи пыток выбивали из невиновных признательные показания, фальсифицировали материалы уголовных дел, торговали наркотиками. Заставляли наркоманов совершать преступления, чтобы их потом раскрыть и улучшить показатели. Во главе ОПГ стоял начальник городского отдела полиции, его и еще семь сотрудников арестовали.
В конце мая в городе Кагарлык Киевской области полицейские применили пытки к 26-летней девушке, которую заподозрили в краже. Стражи порядка надевали ей противогаз, заковывали в кандалы и стреляли из табельного оружия над головой. После пыток девушку несколько раз изнасиловали. Выбить признательные показания полицейским не удалось. Потерпевшая попала в больницу, рассказала медикам о произошедшем, те обратились в полицию. Двух кагарлыкских мучителей задержали, штат местной полиции разогнали.
Еще один инцидент произошел в конце мая в городе Бровары Киевской области. Там предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, и водители нелегальных маршруток устроили перестрелку. В столкновении участвовало несколько десятков человек, трое получили ранения. Зеленский после этого вызывал Авакова для объяснений, заявив, что произошедшее «напомнило о 90-х».
Впрочем, примеров беззакония хватало и раньше, но вопрос об отставке министра так остро не стоял. Сейчас же у главы МВД появились дополнительные противники. Против него действуют некоторые националистические организации. Долгое время Авакова считали тем человеком, который контролирует экстремистов. Достаточно сказать, что крупнейшее объединение радикалов — полк «Азов» — входит в структуру МВД.
Однако с конца 2019 года отношения министра и националистов ухудшились. Поводом стало расследование убийства журналиста Павла Шеремета. На скамье подсудимых оказались волонтеры, ветераны войны в Донбассе. Главный фигурант дела — участник вооруженного конфликта Андрей Антоненко (позывной «Рифмастер»).
— Ход расследования продемонстрировал националистам, что Аваков их не защищает. А значит, он им теперь не нужен, — говорит «Известиям» украинский политолог Руслан Бортник.
Действия Авакова вызвали также тревогу в команде президента Зеленского. Во время карантина глава МВД развил бурную деятельность. Добился для подчиненных права контролировать перемещения граждан, проверять документы на улице и в транспорте, принудительно госпитализировать украинцев, мониторить их мобильные телефоны.
В своих высказываниях министр выходил далеко за рамки полномочий — комментировал экономическую политику правительства, предлагал план «деоккупации Донбасса». А также призывал граждан не бояться госпереворота. «Если он и будет, мы его победим в пользу украинского народа», — говорил он. Всё это провоцировало разговоры о готовности Авакова сместить Зеленского, в украинских блогах министра начали называть Арсеном Пиночетовичем.
Последнее дело
Президент Украины Владимир Зеленский после выступлений противников Авакова заявил, что понимает причину протестов, но пока увольнять министра не готов.
— Я считаю, что он должен закончить дело Шеремета. Для общества он стейкхолдер [заинтересованный человек] этой ситуации, он должен ее довести до конца, — сказал глава государства.
Директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко в беседе с «Известиями» говорит, что Зеленский придерживает Авакова на случай резкого падения рейтинга.
— Лишать его должности просто так бессмысленно. А вот если популярность Зеленского пойдет вниз, тогда, я думаю, глава МВД лишится своего поста. В противном случае он сохранит должность до следующей избирательной кампании, — отмечает эксперт.
Политолог Руслан Бортник считает, что министра внутренних дел могут сменить уже этим летом.
— Вероятность отставки высокая, около 30%. Депутаты рады показали Авакову желтую карточку, — объясняет эксперт. Он добавляет, что на смену нынешнему министру, скорее всего, придет малоизвестный кандидат.
— Зеленский не раз демонстрировал приверженность таким кадровым решениям. Он не любит сильных, самостоятельных политиков, предпочитает слабые фигуры, — заключает Бортник.