Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пигалица ростом в метр пятьдесят два, едва видная за огромной бас-гитарой наперевес, копна непослушных волос и рискованно расстегнутая почти до пупа молния на кожаном комбинезоне в обтяг — такой ворвалась Сюзи Кватро на рок-сцену в начале 1970-х. Ей было суждено навсегда изменить отношение к женщинам в рок-н-ролле — но самой уйти в разряд «когда-то знаменитых». Тем не менее, для нынешних 50–60-летних Кватро остается живой легендой. И не будь ее, вряд ли появились бы на сцене кумиры последующих поколений, рок-революционерки и хулиганки — от Runaways и Кортни Лав до Тины Уэймут и КейТи Танстолл. До даже, страшно сказать, Мадонны с Леди Гагой. 3 июня Сюзи Кватро отмечает 70-летие — и «Известия» вспоминают ее карьеру и ее роль в истории мировой рок-музыки.

Всё пройдет

Биография Сюзи Кватро может, с одной стороны, служить идеальным напоминанием об эфемерности карьеры в шоу-бизнесе. За те семь лет, с 1973 по 1980, пока ее слава гремела по Европе (и — в меньшей степени — на родине в США), было продано почти 50 млн записей Сюзи Кватро. Постеры с ее изображением украшали стены комнат едва ли не всех европейских подростков.

Ее боготворили по обе стороны железного занавеса, а под конец десятилетия один из ее последних хитов, не очень характерный романтический дуэт с Крисом Норманом «Stumblin’ In», показало даже советское ТВ. Но сегодня само ее имя вряд ли что скажет большинству тридцатилетних, не говоря уж о подростках — разве что тем, кто проявил интерес к папиной (а то и к дедушкиной) коллекции записей.

С другой — в отличие от «перегоревших» в роковые 27 лет звезд, культ которых умело поддерживается заинтересованными организациями и поныне («У них на руках — мертвая звезда! Ах, какие планы! Какая тошнотворная алчность» — как пел когда-то ехидный Моррисси), Сюзи вполне себе бодра и весела. Активно выступает — пусть и не в залах того же калибра, что когда-то — но гарантированно полных давно повзрослевших поклонников и поклонниц. Иногда выпускает новые альбомы, последний — только в прошлом году; нельзя сказать, чтобы он был хуже, чем у раскрученных рок-пенсионеров. И по-прежнему может смело позволить себе выходить перед публикой в своих знаменитых кожаных комбинезонах на молнии.

Она родилась в Детройте, городе автомобилей, джаза — и в скором будущем соула и рок-н-ролла. Отец был музыкантом-любителем, работавшим у конвейера на автозаводе, а по выходным игравшим с друзьями на свадьбах и днях рождения. Дети (три сестры и брат Майкл) тоже были музыкальны: Сюзи играла в отцовском любительском джазе на барабанах уже в восемь лет. Другом юности Сюзан был длинноносый парень старше ее на два года, по имени Винсент Фурнье — впоследствии и поныне известный под творческим псевдонимом Элис Купер (в 1970-е они даже ездили вместе в турне).

В шесть лет будущая певица увидела по телевизору Элвиса, исполнявшего Don't Be Cruel, и, как она вспоминала позднее, «впервые испытала что-то похожее на сексуальное возбуждение — тогда я этого, конечно, не знала». В 1964 году у сестер Кватро случилось еще одно музыкальное телеоткровение: в «Шоу Эда Салливана» показали четверку парней с гитарами «прямо из Англии — The Beatles!»

Группа «The Pleasure Seekers»

Группа «The Pleasure Seekers», 1968 год. Сюзи Кватро — вторая слева

Фото: Getty Images/Frank Lennon

«А давайте создадим девчачью группу?» — предложила средняя сестра Кватро, Патти — и вскоре квинтет The Pleasure Seekers с юной Сюзи, старшей, уже вышедшей замуж сестрой Арлин (кстати, матерью известной актрисы Шерилин Фенн) плюс двумя соседками получил контракт с солидной фирмой Mercury. Немалую роль в этом сыграл Лео Фенн, муж Арлин, выступавший одновременно как менеджер группы, но записи «искательниц удовольствий» особого успеха не имели.

Забавный факт: в 1988 году их песня «What a Way To Die» прозвучала в культовом фильме «Кровавая оргия девиц в коже». Собственно, вскоре после начала сольной карьеры 20-летней Сюзи кожаный комбинезон и стал одним из ее козырей.

Первая среди нервных

Конечно, женщины на рок-сцене были уже в 1950-е — достаточно вспомнить хотя бы феноменальную Ванду Джексон. К началу 1970-х девушка, поющая рок-н-ролл, уже мало кого удивляла — даже эстрадные дивы вроде Лулу или Дасти Спрингфилд вполне успешно управлялись с «музыкой бунта». Разница была в том, что все они (включая, кстати, и группу сестер Кватро) оставались в старой парадигме «знойной женственности» — туфли на каблуке, платья с зазывным вырезом. Так же, как «девушки Бонда» в кино, они могли проявить характер, но в конечном счете нуждались в спасении в сильных и нежных объятиях Настоящего Мужика.

Даже первые «королевы рока» Дженис Джоплин и Линда Ронстадт, при всей своей хиппанской вольнице, были из того же, отнюдь не феминистского теста. Сюзи Кватро являла совсем другой образ — не принцессы и не королевы, а хулиганки из соседнего двора. Которая орет хулиганские песни хриплым голосом и вполне может дать с плеча своей огромной гитарой или с ноги тяжелым «глэмовым» сапогом на платформе. «И тронуть ее не моги за ее малый рост» — как пророчески пели в советском фильме из жизни беспризорников. Или, словами одного из хитов самой Кватро, «твоей маме я не понравлюсь». В каком-то смысле Кватро была панком еще до Sex Pistols и даже New York Dolls.

В 1972-м Сюзи соло (с сопровождающей группой из парней — которыми, судя по всему, она вертела, как хотела) выступала на разогреве у суперзвездных тогда Slade. Как вспоминал Нодди Холдер, «наши тогдашние поклонники были довольно мерзкими типами — в том смысле, что они не желали видеть и слышать никого кроме нас. Поэтому выступать у нас на разогреве​​​​​​ желающих было немного. Но Сюзи умудрилась обуздать эту орду пьяных ублюдков!»

В своем исследовании культуролог Фрэнк Оглсби (как любой приличной рок-звезде, Сюзи посвящены несколько научных трудов) объяснил всё с ученых позиций: «Бунт в рок-музыке было в большей мере мужским бунтом; женщины — в 1950-е и 60-е часто девочки-подростки — в роке пели обычно от лица лирических героинь полностью зависимых от своих мачо-бойфрендов (...) Кватро стала первой лид-певицей и басисткой, женщиной с электрогитарой, которая пела и играла так же свободно, как и мужчины, вдохновляя других женщин».

Сюзи Кватро

Сюзи Кватро с музыкантами, с которыми она выступала на разогреве в туре группы «Slade», 1972 год

Фото: Getty Images/Tim Graham

Забавно, что продюсер Мики Мост был сперва категорически против кожаного облачения; ему виделась, скорее, романтическая хипушка в духе свежеусопшей Джоплин.

— Я сказала, что хочу одеться для первой фотосессии в кожу. Мики возразил: «Сюзи, это уже делали другие, это старомодно!» — «Другие, но не я». Тут он остановился, и случился исторический момент: «Хорошо, но пусть это будет комбинезон!» — рассказывала Кватро.

Фотосессия в поддержку первого хита Кватро, песни Ники Чинна и Майка Чепмена (впоследствии авторов боевиков для Smokie, Sweet и Тины Тернер) Can the Can оказалась удачной — найденный образ подходил Сюзи как нельзя лучше. При этом Кватро сторонилась — насколько это возможно для девушки из Детройта — алкоголя, не говоря уж о наркотиках.

— Я артистка, а это всё — не про меня, — не без гордости говорила и говорит она в интервью.

Символическое значение

Сюзи практически игнорировала мейк-ап — даже на сцене, в эпоху глэм-рока и мужчин с подведенными глазами и накрашенными губами (о женщинах и говорить нечего — «ой, до чего, Вань, размалеваны!») Полурасстегнутая молния кожаного комбинезона — вместо полупрозрачных блузок и мини-юбки — добавляла к ее образу какой-то новой, непонятной сексуальности.

— Я стала пин-ап картинкой для парней и героиней для девчонок, так что охватила, типа, весь рынок — просто оставаясь сама собой. Разве не круто? — говорила Сюзи в интервью спустя десятилетия.

Символично, что она стала единственной моделью Penthouse, появившейся на страницах порножурнала одетой — естественно, в свою «вторую кожу». На съемку она согласилась, по собственному признанию, из чистого хулиганства; вообще же Кватро на удивление скептически относится к известному тезису sex sells.

— Я не понимаю, зачем они все заголяются. — говорит Сюзи. — Майли Сайрус, Рианна, Бейонси — они же все талантливые артистки. Зачем раздеваться на сцене? Можно быть сексуальной и в мешке из-под картошки.

Не менее символично, пожалуй, что один из знаменитых костюмов Сюзи (тот, который из золоченой кожи) выставлен в экспозиции солидного лондонского Музея Виктории и Альберта.

Сюзи Кватро стала символом — женской свободы, агрессивной сексуальности, рок-н-ролла, наконец, — для целого поколения. Ник Кейв, герой уже следующей генерации романтиков, в книге «Страннее, чем доброта» в длиннейшем списке своих эротических обсессий находит место и для Сюзи Кватро — между Анитой Экберг, Бо Дерек и Мэрилин Монро и балеринами Большого театра, Чудо-женщиной и Барбареллой.

Сюзи Кватро

Сюзи Кватро, 1974 год

Фото: Getty Images/Ian Dickson

Что же, она действительно всегда стояла между двух миров — реальных звезд и вымышленных супергероинь, не принадлежа полностью ни к одному из них.

— Не так уж много людей рискнуло пойти моим путем тогда... Да и сегодня их не сильно больше, — говорит Сюзи с некоторой самоуверенностью. Впрочем, оправданной: она, безусловно, права. И остается первой — и единственной — во всех отношениях.

Прямой эфир