Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Израиль подтвердил потерю беспилотника в Ливане
Общество
В России началась самая длинная рабочая неделя года
Происшествия
Пожар в производственном здании в Подмосковье разгорелся на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
В бундестаге предложили усилить контроль за использованием помощи на Украине
Мир
СМИ сообщили об атаке по военной базе США в Сирии со стороны Ирака
Экономика
В Совете Федерации объяснили катастрофичность президентства Зеленского для Украины
Спорт
«Спартак» разгромно победил «Ростов» со счетом 5:1 в матче РПЛ
Происшествия
СМИ сообщили об обнаружении в Подмосковье военной радиостанции советского производства
Мир
У здания МО Греции прошла акция против военных планов НАТО
Мир
Генсек НАТО Столтенберг заверил в своевременности помощи Украине
Общество
В Пензе юношу задержали после нападения с ножом на подростка
Происшествия
В Саратовской области две школьницы погибли в бане
Мир
Конгрессвумен Грин раскритиковала принятие пакета помощи Украине США
Мир
СМИ узнали о намерении Киева закрыть еще две станции метрополитена
Здоровье
Врач рассказала о необычных симптомах аллергии
Мир
В ФРГ допустили, что выделяемая США Украине помощь станет последней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Илья Лагутенко не знает, сколько времени группа «Мумий Тролль» не сможет выступать из-за карантина — год, два или три. Не знает также, в каком составе она дотянет до первой встречи со зрителями. Но новыми песнями поклонников обещает радовать в любом случае. Об этом Илья Лагутенко рассказал «Известиям» накануне онлайн-премьеры фильма «SOS Матросу», который он представляет как актер, сценарист и продюсер.

— Илья, материал для этого фильма вы снимали восемь лет назад. Уже тогда решили, что смонтируете его в жанре рокьюментари?

— У меня в голове изначально родилась идея снять фантасмагорическое мокьюментари — выдуманную документальную историю. Такую, где участники коллектива будут актерами, а путешествие станет для них декорацией. Сама идея пройти вокруг света под парусами преследовала меня с детства — навеянная книжками про мореплавателей и пиратов типа капитана Блада. Я понимал, что это маловероятно, но постоянно рассказывал о своей мечте друзьям — мол, возможно, когда-то… И вот однажды владельцы барка «Седов» нашли меня и сказали: «Мы отправляемся в кругосветное плавание, можем взять вас на борт. А что вы там будете делать, сами должны придумать».

— И вы придумали фильм?

— Первой идеей была культурная миссия на борту: мы сходим в каждом порту, объединяемся с местными музыкантами, даем концерты. А второй идеей стала съемка фильма. Как это сделать, я не знал и до сих пор не знаю, тем не менее такое желание родилось. У барка «Седов» тоже было собственное медиасопровождение, они взяли с собой телекомпанию уже не помню какого канала. Мы с ними долго обсуждали, как это должно быть снято. У них была одна вариация — снять этакий «Дом-2» на корабле или что-то вроде того. Ни о чем другом они думать не хотели. Уже при пересечении Северного моря, когда корабль взял курс на Бискайский залив, я понял, что договориться и прийти к взаимопониманию не получится.

Когда мы сошли на берег, я отправился на поиски единомышленника, который хотя бы что-то знал о создании кино. На одной из музыкальных конференций такой нашелся. Дэнни Дрисдейл стал режиссером, оператором и монтажером фильма «SOS Матросу» — естественно, под моим чутким продюсерским руководством. Правда, мы до сих пор смеемся, что мой продюсерский и его режиссерский опыт оказались более чем провальными. Но главное, что спустя годы у нас на руках все-таки оказался фильм, который вы наконец сможете увидеть и за который мне абсолютно не стыдно.

— Фильм, который 22 мая покажут в «Яндекс.Эфире», получился немного странный, вам не кажется?

— Да, он действительно странный — не документальное кино, не блокбастер, не видеоблог чей-то из YouTube… Но зато это очень мумий-тролльская история. К тому же вполне правдивый рассказ о пертурбациях среди участников коллектива, который, наверное, будет интересен как людям, следящим за группой, так и тем, кто абсолютно ничего о ней не знает.

— Почему материал столько лет лежал?

— Он не лежал. Если честно, я всегда думал, что постпродакшен происходит гораздо быстрее. У меня до этого был только опыт создания видеоклипа, а вот сделать смотрибельное кино оказалось делом трудоемким и ресурсозатратным. К тому же мы вели двуязычную съемку на английском и русском в связи с географией съемок и с тем, что у нас был международный киноэкипаж. На конечном монтаже все эти английские и русские фразы расползались в разные стороны. Нам пришлось долго придумывать, как связать всё воедино.

— Почему вы ограничили хронометраж одним часом?

Я не любитель ни долгих концертов, ни долгих кинофильмов. Еще у меня были референсы вроде «Желтой подводной лодки» и Spinal Tap — классики музыкального кино, которое по большому счету и не кино вовсе. На этой полочке я видел место и для нашего фильма.

— Вы мысленно возвращаетесь в это путешествие?

— Для меня это ностальгические воспоминания. На кадрах присутствуют люди, которые мне очень близки — мои друзья, друзья моего детства во Владивостоке. Есть кадры из других наших проектов, видеосъемки людей, с которыми мы сотрудничали, и тех, с которыми сегодня уже не поддерживаем связь.

Там присутствуют и мои дети, они сейчас сильно выросли. Это очень персональная история, и я не особо огорчаюсь, что фильм не вырос в проект с тысячами экранов по всему миру. Нужно признать, что и времена изменились: мы начинали его снимать почти восемь лет назад, а сейчас такое впечатление, что мир стал совершенно другим. Возможно, пришло правильное время, чтобы посмотреть его. Сама идея, что ребята из какого-то приморского города отправились на парусном корабле в другие страны, теперь звучит невероятно.

Илья Лагутенко

Во Владивостоке

Фото: Личный архив группы «Мумий Тролль»

— Особенно невероятна ваша высадка в Китае.

Приплыть в Китай, играть там нашу музыку для более чем 1000 человек — да это ж фантастика на сегодняшний день! Люди скажут: «Это «Звездные войны» новые! Это фильм про инопланетян! Такого быть не может в принципе!» А ведь еще буквально вчера это было возможно — причем без особой подготовки, без финансов, без договоренностей.

— Cложно было вам с коллегами находиться в ограниченном пространстве на протяжении долгого времени?

Могу сказать, что мы предвосхитили всю эту самоизоляцию и оказались в ней еще восемь лет назад. Правда, у нас были замечательные каюты на 8–10 человек. А экипаж — 300 молодых парней и девушек, кадетов, учащихся морских учебных заведений. Барк «Седов» — это вам не какой-то новострой или современная яхта с кондиционерами. Это реальный корабль с более чем столетней историей, который сохранился в хорошем состоянии. Так что условия были спартанские.

Одно дело, когда в такое путешествие отправился я — человек, который всегда мечтал быть моряком и до сих пор полон энтузиазма. Но в нашем коллективе энтузиазм на 99% отсутствовал. Желание посмотреть дальние страны у ребят, может, и было, но привычные самолеты и автобусы казались им гораздо более удобным видом транспорта.

— Вы ссорились?

— Было что-то такое… Недопонимание всегда присутствует, но ничего чрезвычайного. Мы люди мирные сами по себе, добрые. У меня вообще запас терпения больше, чем средний по больнице. Может, другим было похуже, но нужно уметь понимать своих друзей, которых сам же и затащил на такое мероприятие.

Илья Лагутенко

Илья Лагутенко и Павел Вовк во время концерта группы «Мумий Тролль»

Фото: Личный архив группы «Мумий Тролль»

— В аннотации сказано, что музыкант Илья, решивший, что его группе тесно в родном городе, мечтает о международном признании, особенно о премии «Грэмми». Вы и правда мечтаете?

— Чего лукавить, любой человек, наверное, хочет признания своего труда. В фильме мы пытались найти какие-то стереотипы и посмеяться над ними. В реальной жизни ты можешь всё себе объяснить, а в кино удобнее помечтать и поиронизировать над собственными желаниями. Это помогает двигаться дальше.

— Вы так вкусно путешествовали: у вас на столе то запеченный поросенок под водочку, то рыбка…

Люблю хорошо поесть и считаю, что культура другой страны лучше всего передается через еду и музыку. К тому же я большой поклонник азиатской кухни. Дома меня называют Илюшин Фьюжн — люблю готовить, и у меня много хороших друзей-шефов. Из того нашего путешествия можно было сделать отдельную кулинарную телесерию — сходя на берег, в первую очередь мы мчались на все эти китайские «мокрые рынки». Я успел застать их еще до коронавируса, видел своими глазами, как это функционирует. Вообще, конечно, много воспоминаний, будет что потом рассказать внукам. Только они, наверное, мне не поверят.

— В интервью «Известиям» вы сказали, что каждый ваш альбом — аудиодневник. Что вы вкладываете в это понятие?

— Мне очень нравится слово «дневник». Я музыкант, для меня песня всегда была средством общения с другими людьми, с миром вокруг меня. Некоторые оформляют мысли в речах, некоторые — в картинах, некоторые — в каких-то действиях. А мне пришлась по душе аудиоформа. Не пишу дневников лет с двенадцати, поэтому придумал себе такое их выражение. Зато когда слушаю собственные песни, думаю: «Это было то, это было там, был такой человек, был другой. Там мы видели это, там у меня в жизни произошло то». Мои песни — мои референсы по отношению к себе. Для слушателя, будем надеяться, это звуковое сопровождение к их мироощущению, времяпрепровождению.

интервью
Фото: Личный архив группы «Мумий Тролль»

— Эпидемия коронавируса застала группу врасплох?

Как ни странно, мы оказались подготовлены к самоизоляции. Как гастролирующей группе, нам всегда сложно вырвать время для записей новых песен и семейных дел. Поэтому еще в прошлом году мы решили, что проведем первую половину 2020 года так: закончим все студийные проекты, запишем песни, подготовим альбомы. Мы и не планировали до лета заниматься концертами, поэтому испугаемся немного позже, чем другие — начнем бояться с 1 июня.

К чему мы не были готовы, так это к развалу концертной индустрии. В июне и на протяжении всего лета у нас были запланированы фестивальные выступления, они уже процентов на восемьдесят отменены или перенесены на 2021 год. Некоторые, правда, еще верят в чудеса. Я думаю, что можно уже не верить, а признать новую действительность.

— Говорят, в ваших песнях есть строчки-предсказания того, что мы сейчас переживаем. Согласны?

— Может, это пророчество, а может, просто такое человеческое качество — находить в словах то, что хотим найти. Я никогда не был автором песен на злобу дня, не умею этого делать. Хотя у меня есть несколько друзей, которым это хорошо удается — вы знаете их имена, смотрите их видосики и мемасики на ютьюбах. Это забавно, но у меня, наверное, более глубокое отношение к делу. В нашей недавней песне «Лира» есть слова: «На сто капитанов ни одного пассажира». Мне все говорят: «Так это ж про самолеты сейчас!» Отвечаю: «Чего-чего, а об этом я писать не хотел». Меня заботил более глубокий смысл этой фразы, но получается как получается.

В течение года мы, наверное, не сможем встретиться на наших концертных выступлениях, к сожалению. Не знаю, сколько это протянется — год, два, три? Не знаю, в каком составе мы дотянем до нашей первой встречи после карантина. Но новыми песнями мы будем вас радовать. У нас есть план до конца этого года как минимум. Будут песни, новые видеоклипы, новые альбомы, благо мы успели начать их делать.

«Мумий Тролль»

Группа «Мумий Тролль»

Фото: Личный архив группы «Мумий Тролль»

— Мне не простят, если я не выведаю подробности про новый альбом: как называться будет, сколько в нем песен?

— Не могу пока сказать. Ситуация с переходом на удаленную работу немного подкосила наши темпы и энтузиазм — все участники проекта оказались разбросаны буквально по всему миру. Это не только я и музыканты группы «Мумий Тролль» — это и звукоинженеры, и наши коллеги-музыканты, с которыми мы решили посотрудничать. Теперь всё происходит очень долго: пока отослал, пока получил, послушал… На маленькие правки уходят недели. Мы планировали сделать всё в студии буквально за несколько недель, но теперь лишены этой роскоши и пытаемся организовать большой процесс из своих сарайчиков.

У меня нет еще финальных мыслей, в каком виде мы всё это представим, но обещаю — скоро, потихоньку начнем вам всё рассказывать. Песня «Лира», скорее всего, будет открывать новый альбом. Но мы готовим не только песню, но и картинную галерею к каждой композиции, целые виртуальные выставки. «Мумий Тролль» не музыкой единой жив — теперь это настоящее музейное пространство. Если хотите, платформа для экспериментов по общению со слушателями. Все, конечно, поигрались в онлайн-концерты, сидя в тапочках на кухне, но дальше для нас открываются большие горизонты. Начинаем готовиться к более планомерному общению друг с другом на расстоянии и на безопасной дистанции.

Справка «Известий»

Музыкант, поэт, певец Илья Лагутенко родился 16 октября 1968 года. Внук архитектора, Героя Социалистического Труда Виталия Лагутенко. Окончил Дальневосточный университет по специальности «Страноведение». В 1983 году организовал группу «Мумий Тролль». Почетный гражданин Владивостока, представитель России в Международной коалиции по защите тигров.

Прямой эфир