Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Бастрыкин запросил доклад по делу об убийстве таксиста в Волгограде
Здоровье
Невролог рассказала о причинах возникновения спинальной мышечной атрофии
Мир
Два человека погибли при стрельбе в полицейском участке в Турции
Мир
Депутат Котре обвинил власти ФРГ в препятствовании расследованию взрывов на СП
Общество
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой Киева арест митрополита Арсения
Мир
В Париже прошла акция против НАТО и военной помощи Украине
Здоровье
Врач назвала пользу и вред утреннего кофе
Мир
Зеленский обратился к Западу с просьбой предоставить Киеву семь систем Patriot
Общество
Гимн России выключился во время награждения на чемпионате Европы по боксу
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российский авторынок в октябре снова продемонстрировал снижение после осторожного роста на протяжении нескольких месяцев. Запасы автомобилей из Японии, Южной Кореи и Европы становятся всё меньше, однако китайские автопроизводители не спешат перехватывать инициативу. О тенденциях октябрьских продаж — в материале «Известий».

Рекордная неделя

По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в прошлом месяце было продано 45 228 автомобилей, что на 62,8%, или на 74 681 машину, меньше, чем в октябре прошлого года. Разница с сентябрем 2022-го небольшая (–3,15%, или 1470 машин), но знаковая: впервые за несколько месяцев рынок показал снижение.

Схожая картина получилась и у агентства «Автостат», которое считает не отгрузки дилеров, а электронные ПТС и учитывает большее количество брендов. Итог октября: 43 308 единиц, что на 63,1% меньше, чем в 2021 году, и на 2,5% меньше, чем в сентябре этого года. Причем, указывают аналитики «Автостата», в последнюю неделю октября россияне приобрели 11 546 новых легковых автомобилей — рекордный показатель за последние семь месяцев.

Пустеют неравномерно

Прежде всего на результаты рынка влияют прекращение продаж и приостановка производства в России моделей популярных европейских и азиатских брендов. Показатели отгрузок дилерам, на которые ориентируется AEB, демонстрируют, что запасы машин расходуются неравномерно. Например, Hyundai в октябре продала на 2 тыс. машин меньше, чем в сентябре, — всего 1840 штук. В то время как Kia немного подросла (3333 машины против 3313). Nissan на фоне известий об уходе увеличил продажи в октябре до 1212 штук.

авто
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

АвтоВАЗ по-прежнему остается самым серьезным игроком рынка — 19 145 штук. Тем не менее его продажи в октябре тоже снизились по сравнению с сентябрем — на 1,5 тыс. машин. Уменьшилась и доля рынка российского автопроизводителя — с 44,2 до 42,3%.

Китайская неспешность

Китайские марки, наоборот, растут. По данным «Автостата», в октябре их совокупная доля достигла 30%. Бренды из КНР не спешат замещать уходящих, темпы их роста снижаются с 20% в августе до 3% в октябре. Основных игроков по-прежнему трое: Haval, Chery и Geely, которые в сумме продали более 10 тыс. машин. Остальные китайские производители не спешат использовать ситуацию на рынке.

Haval стал самым популярным иностранным брендом в октябре по версии AEB: 4426 штук. Но даже он пока не дотягивает до прошлогоднего результата — минус 8%. Единственным брендом, демонстрирующим внушительный рост, снова стал Exeed. И снова за счет низкой базы.

— Могу предположить, что сокращение темпов роста китайских брендов в первую очередь связано с более сложной логистикой и увеличивавшимся сроками поставок. В том числе и новыми коронавирусными ограничениям в Китае. Если ситуация сохранится, то в ближдайшие месяцы рост «китайцев» составит 3–5% в месяц. Если ограничения будут сняты, они быстро отыграют упущенное. Очевидно, что спрос на эти машины есть. Всё упирается только в логистику, — рассказал «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Автомобили многих китайских брендов продолжают расти в продажах и заметного дефицита по ним сейчас нет, утверждает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.

авто
Фото: Global Look Press/Elena Mayorova

— При сравнении динамики их продаж с прошлым годом в любом случае необходимо учитывать то, что сам рынок на фоне общей нехватки автомобилей сейчас сжат. Если говорить о том, почему автомобили китайских марок в октябре (по сравнению с августом) показали не такой существенный рост, то можно предположить, что это было связано с общим временным замедлением рынка в этот промежуток — часть клиентов могла отложить покупку на более поздний период, — отметил Стариков.

Смена лидеров

Lada Granta остается бестселлером рынка — 12 426 машин. Это на 5 тыс. машин больше, чем в октябре прошлого года, когда АвтоВАЗ испытывал серьезные проблемы с поставками электронных компонентов. Семейство Niva, в свою очередь, заняло в октябре вторую строчку в рейтинге бестселлеров. Совокупные продажи двух внедорожников достигли 4755 машин, что почти вдвое больше, чем в октябре прошлого года. Впрочем, нехватка комплектующих всё еще ощущается даже в случае с упрощенными Granta и Niva. Остальные модели (Vesta и Largus) существуют на рынке за счет складских остатков и выпуска ограниченных серий.

Самой популярной иномаркой октября стал Haval Jolion, окончательно потеснивший Kia Rio. Его продажи постепенно растут и в прошлом месяце достигли 3069 штук. Это вдвое больше, чем в октябре прошлого года. Более крупные и, как следствие, более дорогие, кроссоверы российской сборки F7 и F7х пока далеки от прошлогодних результатов.

— Что касается снижения продаж моделей Haval F7 и F7х, то, скорее всего, это связано со снижением объемов их производства и переориентацией на выпуск кроссовера Jolion, который является бестселлером у Haval. Спрос на него большой, в том числе и у корпоративных клиентов, включая таксопарки и каршеринг, — предположил Сергей Бургазлиев. Кроме того, на Jolion распространяется льготная программа кредитования с господдержкой.​

В целом топ-10 бестселлеров по версии AEB почти полностью состоит из российских и китайских автомобилей: Lada Granta, Niva и Vesta, «УАЗ Patriot», Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Altas Pro. При этом статистика Ассоциации европейского бизнеса не учитывает такие популярные модели, как Chery Tiggo 7 Pro и Chery Tiggo 4. На первую, согласно статистике «Автостата», было выдано 2134 ЭПТС, на вторую — 1029 штук.

lada
Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Замедленный спрос

Единственные корейские кроссоверы, попавшие в топ-10 AEB, — Hyundai Santa Fe (671 штука) и Kia Seltos (548 штук). При этом, согласно статистике «Автостата», в октябре на учет встали 357 Santa Fe и 403 Seltos. Следовательно, у дилеров еще остается некоторое количество автомобилей. Hyundai Creta, фигурирующая в рейтинге «Автостата» на 10-м месте (582 штуки), не попала даже в топ-25 по версии AEB. Значит, запасы этих некогда популярных кроссоверов подошли к концу.

«Спрос на рынке в целом немного замедлен, но при этом каких-либо новых тенденций, в виде перехода клиентов из сегмента новых автомобилей на вторичный рынок мы не фиксируем. Трафик сохраняется в обоих сегментах, клиенты продолжают интересоваться приобретением автомобиля. Ажиотажных покупок сейчас нет, но и значительного сокращения звонков, визитов или сделок также не произошло», — рассказал Алексей Стариков. Исходя из сегодняшней ситуации, в оставшиеся месяцы 2022 года на рынке будут наблюдаться дефицит автомобилей и падение продаж.

Прямой эфир