Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На испанском курорте Тенерифе из-за сильного прибоя погибли три человека
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
УАЗ перенес старт продаж обновленного «Патриота»
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
Стоимость меди достигла исторического максимума
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
ХК «Трактор» сообщил об уходе исполняющего обязанности главного тренера Рише
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Интернет и технологии
Число каналов в мессенджере MAX превысило 87 тыс.
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Общество
В Wildberries опровергли получение досудебной претензии от Aurus Cashmere
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Армия
В Британии оценили темпы продвижения ВС РФ в зоне СВО
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Авто
«Госуслуги» начнут сообщать водителям об отсутствии ОСАГО
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Экономика
Алиханов отметил рост объема взаимной торговли РФ и Индонезии почти на 18%

Непостижимый Янкилевский

Выставка в Московском музее современного искусства стала первой посмертной ретроспективой художника-нонконформиста
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московский музей современного искусства (ММОМА) открыл крупнейшую выставку Владимира Янкилевского, одного из ведущих художников-шестидесятников. Проект «Непостижимость бытия» был приурочен к 80-летию нонкомформиста, который принял активное участие в его подготовке, однако до вернисажа, увы, не дожил — в январе Янкилевского не стало. Так юбилейная экспозиция обернулась первой посмертной ретроспективой.

Имя Янкилевского чаще всего упоминают в связи со скандальной выставкой 1962 года в Манеже. Тогда Никита Хрущев грубо раскритиковал искусство молодых художников-экспериментаторов, в числе которых был Элий Белютин со своими учениками из студии «Новая реальность», Эрнст Неизвестный, Юло Соостер и 24-летний Янкилевский.

В MМОМА сегодня можно увидеть один из циклов, экспонировавшихся в Манеже: «Тема и импровизация». Однако при всей изысканности этой абстрактной работы, перекликающейся с Миро, Клее, Кандинским и в то же время демонстрирующей своеобразие автора, она еще не предвещает тех открытий, которые Янкилевский совершит позже. Связаны они, прежде всего, с объемом: сюжеты знаменитых многометровых триптихов разворачиваются не в двухмерном, но в трехмерном пространстве.

Так, «Триптих № 3» (1963) поражает причудливым рельефом поверхности: художник выдавливал краски из тюбиков прямо на холст, а затем еще и вживлял в толстый масляный слой куски медной проволоки. А в «Триптихе № 4. Существо во вселенной (посвящается Дмитрию Шостаковичу)» (1964) сама основа неоднородна: здесь наложены друг на друга причудливые фигуры из листов стали.

Еще более показательны в плане пространственного мышления работы из серии «Двери». Главная из них — «Памяти родителей моих родителей» (1972) — представляет собой многослойный объект. Внешняя его часть — деревянная дверь. Открыв ее, видим мужчину в сером пальто, шапке-ушанке и с авоськой — он будто проходит сквозь стену с характерными пожелтевшими обоями. И, наконец, последняя, дальняя от зрителя плоскость представляет собой «спинку» шкафа с вырезанным в ней силуэтом мужчины, а внутри этого контура виднеется светлый полуабстрактный «пейзаж» (образ рая?)...

Как и Илья Кабаков, Янкилевский вдохновлялся эстетикой коммуналок, приземленного советского быта, но там, где у Кабакова ирония, у Янкилевского — метафизика, размышление о вечном. Выполненная в полный рост фигура человека с газетой в метро («Триптих № 14. Автопортрет. Памяти отца», 1987) совершает метафорическое движение по жизни. А проезжающие в соседних лифтах друг мимо друга мужчина и женщина («Триптих № 19. Адам и Ева. III», 2005) символизируют случайные, но судьбоносные встречи Его и Ее.

Янкилевский — один из немногих советских художников, последовательно поднимавших тему взаимоотношений полов. Но не в романтическом или физиологическом смыслах, а скорее в базово-философском — как инь и ян. Причем женщина у него почти всегда представлена анфас, а мужчина, наоборот, в профиль (не считая объемных объектов, где герои стоят спиной к зрителю). Более того, сам контур мужского лица — с характерным «римским» орлиным носом — кочует из произведения в произведение.

На выставке можно увидеть и триптихи, и коллажи, и даже не выставлявшиеся ранее «автоматические рисунки» Янкилевского. Художник имел привычку во время раздумий рисовать тушью орнаменты. Эти на первый взгляд эскизные и лишенные концептуальной глубины «почеркушки» становятся едва ли не главным открытием, обнажая подсознание автора. Биоморфные, будто парящие в невесомости формы образуют «города» и складываются в причудливые конструкции, «механизмы» тайного мотора.

В этом постоянном балансировании — между абстрактным и фигуративным, природным и механическим, мужским и женским началом — и кроется прелесть искусства Янкилевского. И, пожалуй, впервые мы можем погрузиться в этот художественный мир и увидеть его во всей полноте. Жаль только, что создателя этого мира с нами уже нет…

 

Читайте также
Прямой эфир