Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан указал на крупный ущерб для ЕС в случае конфискации активов России
Армия
Танкисты группировки войск «Восток» уничтожили пункты дислокации ВСУ в Гуляйполе
Спорт
ХК «Вашингтон Кэпиталз» победили «Торонто Мейпл Лифс» в матче НХЛ со счетом 4:0
Мир
Де Вевер назвал отказ от конфискации активов РФ победой международного права
Общество
Шесть человек заболели туберкулезом в школе в Новосибирске
Общество
Долина заявила в МВД о мошенничестве с ее квартирой после требования о выселении
Мир
Госдеп США одобрил продажу НАТО компонентов для ракет Stinger на $136 млн
Происшествия
Высоковольтная ЛЭП повреждена в результате атаки БПЛА ВСУ на Ростовскую область
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 94 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Венгрия, Чехия и Словакия отказались участвовать в выдаче €90 млрд Украине
Мир
Французский режиссер Кристиан де Шалонж скончался в возрасте 88 лет
Общество
Предложение новостроек массового сегмента в Москве в 2025 году сократилось на 50%
Мир
Хегсет отнес лишний вес и «глупость» к препятствиям набора на военную службу в США
Общество
Синоптик назвала предстоящие выходные последними теплыми днями декабря в Москве
Происшествия
Жилой дом в Липецке был поврежден в результате падения обломков БПЛА
Мир
Глава ЕК заявила о разблокировании активов РФ при голосовании большинства стран ЕС
Мир
Лидеры ЕС продлили на полгода все санкции против России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Так уж получилось, что в первый месяц подпорченного коронавирусом лета программными альбомами разразились сразу три патриарха рок-сцены: наш Борис Гребенщиков, американский нобелиат Боб Дилан и канадский фолк-гуру, давно ставший голосом Америки (в хорошем смысле), Нил Янг. Да и в других заинтересовавших нас новинках сквозит что-то величественно-патриархальное. Впрочем, обо всех по порядку: «Известия» напоминают о самых интересных альбомах июня — для тех, кто почему-то забыл их послушать.

БГ

«Знак огня»

Борису Гребенщикову принято ставить в вину/заслугу (в зависимости от точки зрения) некую логоцентричность русского рока. Делают это, видимо, люди, которым наступил на ухо гималайский медведь — ибо в случае с БГ «логоцентричность» в основном относится лишь к особенностям восприятия его слушателей. Сам лидер «Аквариума» еще четыре десятилетия назад несколько кокетливо признался относительно мнений, «о ком эта песня»: «Я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам!»

Выискивать в его последнем магнум опус, финальной части трилогии, начатой в середине 2010-х «Солью», призывы к протесту, или, наоборот, к эскапизму — занятие пустое и бессмысленное. Хотя бы потому, что любой мало-мальски способный второкурсник филфака за полчаса разберет по кирпичикам весь достаточно стандартный набор аллюзий и цитат, всех этих багадуров с палантирами, которые вновь заселились в тексты БГ. Куда интересней, на самом деле, прислушаться к собственно музыке — и вот тут БГ вновь напоминает о своем недюжинном композиторском даре.

Явить его во всей полноте ему помогали гитарист Омар Торрес, работавший с Томом Уэйтсом и Jethro Tull, и внештатный клавишник Waterboys и The Corrs Джеймс Халлауэлл; впрочем, интернациональные составы для БГ и «Аквариума» давно стали обычным делом. И ернический дансхолл «Вон Вавилон», и сальса «Мое имя пыль», и барочный поп «Вечного возвращения», и регги «Знака» — все песни на альбоме выдают недюжинный талант мелодиста. Финальный инструментал «Ода» вообще можно принять за утерянную пьесу какого-нибудь русского композитора начала прошлого столетия — пускай и второго эшелона.

А уж о чем поется — дело, пожалуй, десятое; придется всё же признать, что в плане текстов БГ останется в истории русского рока как популяризатор и просветитель — человек, пересказавший нам Дилана и Боуи, подобно тому, как Борис Заходер пересказал когда-то будущим почитателям БГ великую английскую детскую литературу.

Боб Дилан

Rough and Rowdy Ways

Нечасто приходится обозревать альбомы песен нобелевских лауреатов по литературе — точнее сказать, никогда до этого лета никому и не приходилось. «Грубости и буйства», 39-й студийный диск Боба Дилана стал первой подборкой оригинального материала, записанной и выпущенной в статусе нобелиата — и многие уже поспешили объявить ее едва ли не лучшей в его дискографии. С подобным суждением лучше, пожалуй, повременить — но альбом определенно занимает в каноне место, равнозначное таким вехам, как Highway 61 Revisited, Blood on the Tracks и Love and Theft.

Почти 80-летний патриарх рок- и фолк-сцены, на которого смотрели как на божество еще Леннон с Маккартни, песни которого пели все на свете, от эстрадных звезд до «музыканта Юры» в компании с U2, взялся за ношу, посильную, наверно, только ему: составить своего рода каталог собственной жизни на фоне времен.

В скрипучих блюзах, исполненных голосом, «как наждачный порошок» (определение из «Песни для Боба Дилана» Дэвида Боуи), нашлось место, кажется, всем, кто связывал меняющиеся времена — от маршала Жукова и генерала Паттона до Джимми Рида и, страшно сказать, Стиви Никс. Финальная 16-минутная композиция Murder Most Foul, выделенная в издании на физических носителях в отдельный диск, ставит в каком-то смысле и жирную точку в дилановском ХХ веке — не календарном, но настоящем.

Alpha & Omega

Shadrach Meshach and Abednego

Существующий уже почти четыре десятка лет лондонский дуэт — лучшее доказательство, что музыка не зависит от половой, расовой или национальной принадлежности исполнителей. Белая басистка Кристина Вудбридж и не менее европеоидный клавишник Джон Спроузен исполняют даб столь густой и страстной глубины, что о них с уважением отзывались такие ямайские титаны, как Огастес Пабло и Кинг Табби.

К тому же почти все альбомы дуэта (а точное их число вряд ли сумеют вспомнить даже сами Кристина и Джон) проникнуты искренним и отчасти простоватым библейским мистицизмом — вот эта, последняя на сегодняшний день работа, как понятно из названия, вдохновлена историей трех отроков в пещи огненной (Седрах, Мисах и Авденаго, они же суть Анания, Азария и Мисаил) из Книги пророка Даниила. Идеальная пластинка для расслабленных летних вечеров, посвященных тихой медитации над заветами праотцов.

HAIM

Women in Music Pt. III

Сестры Хайм ворвались на сцену со своим дебютным альбомом и искрометными живыми шоу еще в 2013-м, сильно освежив довольно затхлый мирок современной американской поп-музыки. Вместо того чтобы имитировать Леди Гагу или пытаться стать белой групповой Рианной, Даниэлла, Эсте и Алана удивительным образом сумели соединить в своих песнях классический поп-рок 1970-х, ритмы RnB и мелодику инди. Как если бы Стиви Никс решила петь песни Джея Зи (фирма которого Roc Nation, кстати, занимается менеджментом девушек) под аккомпанемент The Strokes (у вокалиста которых Джулиана Касабланкаса «подхалтуривает» в качестве гитаристки Даниэлла).

Верится с трудом, но сестрам удается продолжать в том же духе вот уже третий альбом — и, надо сказать, он вышел не менее зажигательным и ироничным, чем дебютный. В общем и целом, эти три калифорнийских израильтянки (их отец Мордехай «Моти» Хайм был в свое время известным в Израиле футболистом) — пожалуй, лучшее, что появлялось из Солнечного штата за последние примерно 20 лет.

Нил Янг

Homegrown

Напоследок в этот раз не «что-то совсем другое», а вновь патриарх фолк-роковой (в широком смысле) сцены, с интереснейшим релизом, который, впрочем, рассчитан всё же на перфекционистов и комплетистов. Нил Янг, канадец, ставший за более чем полувековую карьеру голосом даже не глубинной, а какой-то «нутряной» Америки, защитник фермеров, борец с транснациональными корпорациями и ГМО, записал этот альбом еще в 1974 году. Вместо него был выпущен, однако, ставший классикой Tonight’s the Night (тоже пролежавший пару лет на полке), а Homegrown отправился в необъятный чулан Янга на долгие 45 лет, приобретя среди поклонников певца статус почти мифологический. Несколько песен с него, включая заглавную, появились в других версиях на последующих альбомах Янга, на концертах исполнялись, кажется, почти все — но почитатели сурового селянина с нежным фальцетом, конечно, мечтали услышать и оригинал.

И дождались — почему Янг, его менеджмент или лейбл Reprise решили не выпускать диск тогда, остается решительно непонятным. Пожалуй, эта работа расслабленней и умиротворенней, чем мрачнейший Tonight’s the Night, но всё же по силе высказывания — и музыкального, и вербального — не уступает лучшим альбомам Янга. Возможно, не идеальный вариант для первого знакомства, но неплохой для, как говорится, «продолжения темы».

Читайте также
Прямой эфир