Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Захарова высказалась о решении суда по делу о сбитом Ираном украинском Boeing
Мир
Актер Уилл Смит решил вернуться на музыкальную сцену
Экономика
Поступления в бюджет от налога на богатых выросли в 1,5 раза
Экономика
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Происшествия
Два человека пострадали при взрыве метана на шахте в Пермском крае
Культура
Фильм о Селин Дион за несколько часов после премьеры вошел в топ Rotten Tomatoes
Армия
В Подмосковье начала работу система контроля воздушного пространства важных объектов
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
Армия
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
Армия
«Грады» нанесли урон укрепленному объекту ВСУ в районе Авдеевки
Армия
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Мир
Кения и Чад могут отменить визы для туристов из России
Мир
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Политика
Белоусов указал Остину на опасность эскалации из-за помощи для ВСУ
Мир
Особняк из сериала «Клан Сопрано» выставили на продажу

Выставка «Амазонки в веках» посвящена сильным женщинам

В экспозицию Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков вошли работы Веры Мухиной, Александры Экстер и других художников
0
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков/Евгений Мохорев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Амазонки в веках». Не связанная с каким-то поводом или датой, она интересна, в первую очередь, оригинальной темой. Экспозиция посвящена образу сильной женщины в отечественной живописи, графике и скульптуре.

По легенде, амазонки использовали мужчин только для продолжения рода, девочек воспитывая как себе подобных, мальчиков же отдавая отцам или вовсе убивая. Казалось бы, сам предмет исследования неизбежно должен был придать этой экспозиции оттенок феминизма. Однако, авторы проекта решили взглянуть на тему более широко.

— Изначально мы собирались делать выставку московских художников, вошедших в историю искусства под названием «новые амазонки», — рассказала «Известиям» научный сотрудник музея, куратор экспозиции Ольга Толстая. — Но поскольку почти все они живут за рубежом, мы решили не ограничиваться их творчеством. Само понятие «амазонка» дает нам возможность продемонстрировать очень разные женские типажи.

Закономерно, что отдельным сюжетом стала «новая женщина» — это понятие появилось после революции. Получилась аналогия выставки «Венера советская», проведенной Русским музеем десятилетие назад. Вот массивные женские формы из дерева — образец новой красоты от Веры Мухиной. А вот с полотна смотрит розовощекая, в красной косынке и кожанке «Председатель колхоза товарищ Олимпиева» (1934) Льва Вольштейна. Такая, без сомнения, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Только эпоха сменилась, и коня надо обуздать уже не природного, а «технократического», как это сделала героиня художницы Виктории Белаковской, крепкими руками держащая руль на картине «Стальной конь на полях Украины» (1927). Динамика новой эпохи, экспрессия, целеустремленность переданы и в театральных эскизах: Павла Челищева — к балету «Вакханалия», Александры Экстер — к спектаклю Таирова «Фамира Кифаред». Встречаются в экспозиции и портреты советских женщин, лишенных воинственного духа. Эта спящая пышнотелая дама на картине Виктора Тетерина 1960-х — «амазонка на отдыхе», как шутят посетители.

— Составляя эту выставку, мы хотели расширить представление о том или ином художнике, — рассказала Ольга Толстая. — Про Александра Самохвалова все знают, что он в своей живописи воспевал крепких спортсменок и метростроительниц. У нас же представлена его ранняя картина, где в изображенной фигуре угадывается образ Клеопатры. Такого «модернистского» Самохвалова мало кто видел. Александра Герасимова, любимого художника Сталина, воспринимают как советского академиста, соцреалиста, а здесь можно увидеть его «Буфетчицу», написанную нежным импрессионистским «почерком».

Некоторые художники изобразили героинь далекого прошлого. Скажем, Ия Кириллова — Елизавету Петровну, управлявшую Российской империей два десятка лет. Амазонка? В каком-то смысле. Есть и совсем необычный поворот темы: на картине Виктора Мымрина «Куда ведет меня судьба» (2003) в энергичной женщине с котомкой и посохом, слившейся с петербургским пейзажем, легко узнается современница царицы — Ксения блаженная, покровительница «северной столицы».

С одной стороны, тематическая конкретность стала для этой выставки ловушкой. Может, не стоило выносить в заглавие архетип, ограничившись менее обязательными определениями? А с другой стороны, так ли это важно? Сегодня, когда изобразительное искусство довольно редко воспевает человека, стоит всмотреться в женскую сущность, которая всегда служила художникам источником вдохновения.

Прямой эфир