Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Польше заявили о неподготовленности армии к военному конфликту
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
Патрушев указал на боязнь прозападных стран признать правоту РФ по Украине
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Театр Наций признался в любви к «Цирку» Григория Александрова

В спектакле Максима Диденко герои отправляются в космический полет
0
Театр Наций признался в любви к «Цирку» Григория Александрова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В репертуаре Театра Наций появился мюзикл «Цирк» по мотивам одноименного фильма Григория Александрова, премьера состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес». «Цирк» оказался самой кассовой картиной за всю историю советского кинематографа. Что касается театрального ремейка, то он имеет все шансы стать мегауспешным хитом. По сюжету, в СССР приезжает звезда американского цирка Марион (Мэри) Диксон с аттракционом «Полет на Луну». Номер пользуется огромным успехом, но вокруг него и самой Мэри сгущаются тучи…

Неофиты, не видевшие фильм Александрова, не останутся внакладе — динамичное зрелище с использованием новейших сценических технологий покорит самый взыскательный вкус, но куда более увлекательным делает просмотр знание советского шедевра. Тем более что авторы спектакля — режиссер Максим Диденко, сценограф и художник по костюмам Мария Трегубова, видеохудожник Илья Старилов, хореограф  Владимир Варнава, художник по свету Иван Виноградов — влюблены в киноисторию 1936 года и эта любовь ощущается в каждом моменте действия. В то же время очевидно, что чувство авторов весьма требовательно и заставляет их переосмысливать послания знаменитого фильма.

Переосмысление может быть гротесковым — коварный фон Кнейшиц скармливает Раечке, стремительно увеличивающейся в размерах, не кремовый тортик, а позаимствованное с барельефов ВДНХ продуктовое изобилие.

Или — патетическим. Цирк в спектакле — не только пространство, населенное говорящими собачками и ластящимися к Мэри голубыми львами. Но и Центр Исследования Русского Космоса, отправляющий в полет облаченную в серебристые комбинезоны космическую семью: Мэри, Петровича и негритенка Джима.

Или — радикально-футуристическим. Москва-столица, обладавшая в фильме ценностью кинодокумента (метро имени Кагановича, ночная панорама Красной площади из номера гостиницы «Москва», вид из кафетерия «Метрополя» на Лубянку), помещается в те же годы, но с учетом неосуществленного генплана застройки 1936-го.

В нависающем над сценой экране, как в линзе времени, фокусируется плывущая панорама с высотками, Дворцом Советов, бороздящими небо цеппелинами. В концентрированный облик фантастической Москвы вплетаются статуя Свободы и небоскребы Манхэттена — выясняется, что реальная Америка и мифический СССР почти неотличимы друг от друга и самое время западной цивилизации породниться с советской.

Олицетворением исторической смычки становится Мэри, причем Ингеборга Дапкунайте в этой роли напоминает не столько советскую диву Любовь Орлову, сколько изысканную Грету Гарбо, в те же годы сыгравшую в зеркальном голливудском проекте — фильме «Ниночка».

Комсомолец Петрович (Павел Акимкин) — в картине ослепительный, косая сажень в плечах артист Столяров — в театре начинает свой путь этаким Шариковым, и утонченную Мэри иначе как Машкой не называет. Но под влиянием чувства преображается и в финале выходит осознающим свою миссию покорителем космоса.

Директор цирка Людвиг Осипович (Андрей Фомин) ничем не напоминает своего предшественника — шумного и добродушного партийца. Косит под Ленина: картавит, крадет интеллекуальную собственность у гастролеров («Кончается контракт — начинается антракт!»), а собственным сотрудникам за малейшую провинность грозит расстрелом.

Зато Францу фон Кнейшицу, которого Павел Массальский играл мелодраматическим злодеем, неожиданно сочувствуешь — возможно, дело в проникновенном баритоне Гургена Цатуряна, детально выпевающего свои признания.

Кстати, о музыке. Композитор Иван Кушнир вновь продемонстрировал вкус к дерзким музыкальным ремейкам. В недавнем спектакле «Чайковский» Театра имени Ермоловой он замахнулся на Петра нашего Ильича, а здесь придирчивым пером прошелся по партитуре Исаака Дунаевского.

Наиболее кардинальным преобразованиям подверглась легендарная «Песня о Родине». Автор лишил ее упругого ритма, замедлил темп и поместил в томительные электронные созвучия. В таком виде она закономерно стала основой лирического видеодуэта главных героев, но любопытно, что та же песня, не меняя облика, провожает их в исторический полет на Луну.

Что скрывать, в этот торжественный момент хотелось бы услышать духоподъемное «Широка страна моя родная» в оригинале. Однако массовый марш физкультурников по Красной площади, завершающий фильм, и путешествие в неведомое в финале театрального ремейка — вещи несовместные. Оптимистического, да и вообще любого коллективизма спектакль в Театре Наций начисто лишен.

Можно считать это недостатком, но лучше — творческим своеобразием. Новый «Цирк» — вещь сугубо индивидуальная и в чем-то даже интимная. Каким и должно быть признание в любви.

Прямой эфир