Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минкультуры сократит поддержку игровых кинопроектов

В 2017 году субсидию получит около 40 фильмов, в то время как год назад их было 72
0
Минкультуры сократит поддержку игровых кинопроектов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министерство культуры сократит поддержку игровых кинопроектов. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, финансирование будет предусмотрено примерно для 40 игровых фильмов, что почти в два раза меньше, чем годом ранее. А кроме того, теперь — в соответствии с новым соглашением между Минкультуры и Фондом кино — ужесточены и сами правила распределения господдержки.

Кроме того, в 1,5 раза снизилась максимальная планка субсидии на дебютное кино. Теперь в этом слоте можно получить не 25 млн, как было раньше, а только 15 млн. Поддержку авторских и детских фильмов решено сохранить на том же уровне. Сколько же всего в этом году ведомство потратит на кинопроизводство, пока неизвестно.

― На данный момент общий уровень поддержки мы не разглашаем. Эти данные будут доступны на официальном сайте ведомства по итогам питчингов, ― пояснили в Минкультуры.

В последние годы общий объем поддержки кинематографа неуклонно снижался, чуть замедлив падение в Год российского кино. Если в 2013 году Минкультуры выделило на кино и анимацию более 3 млрд рублей, то в 2014 году ― уже 2,9 млрд, в 2015-м ― 1,92, а в прошлом году, 2016-м, ― 1,97. Фонд кино, который занимается поддержкой коммерческого кино, распределит в этом году 3 млрд рублей.

Изменения коснулись не только количественных показателей. У министерства появились содержательные требования к авторским фильмам. Ведомство четко обрисовало темы, по которым принимаются заявки по этому слоту. Это экранизации классики, военно-исторические фильмы, фильмы о борьбе с преступностью, террором и экстремизмом, «фильмы об истории успеха, способные вдохновить» и «фильмы социально-нравственной проблематики».

Большую роль, отмечают в ведомстве, теперь будет играть и зрительский потенциал. В этом году «для совершенствования экспертизы проектов авторского сегмента» в состав экспертных советов игровых фильмов приглашены прокатчики (Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, «Люксор» и др.), представители всех крупных киносетей («Формула кино», «Каро», «Киномакс» и др.), отраслевого объединения кинотеатров НП «Киноальянс», а также столичного кинотеатра «Пионер», который специализируется на фестивальном кино, и крупного онлайн-кинотеатра TVzavr.

Loading...

Однако прокатные перспективы не станут решающим аргументом при распределении субсидий.

― Зрительский потенциал ― безусловно, один из важных критериев, но он не является единственным или определяющим, ― заявили в пресс-службе.

Тем не менее, эксперты опасаются, что теперь зрительское кино будет всё больше вытеснять авторское. По новому соглашению с министерством, у Фонда кино появился минимальный порог кассового потенциала. Если эксперты фонда оценят бокс-офис проекта ниже этой планки, заявка автоматически отклоняется. Для компаний-лидеров этот порог составил 250 млн рублей, для иных компаний ― 150 млн рублей. Все, не прошедшие отбор в Фонде кино, могут попытать счастье в Министерстве культуры РФ.

― Мы считаем спорным это нововведение, ― подчеркнул в беседе с «Известиями» глава Гильдии продюсеров кино и ТВ (АПКиТ) Сергей Сельянов. ― Во-первых, лидеры лишаются возможности снимать качественные комедии, хорроры, другие относительно малобюджетные жанры. Ориентация лидеров на крупные проекты ― это искусственное сужение их возможностей. Во-вторых, снижаются шансы на господдержку авторского кино. Нет ничего плохого, когда министерство поддерживает несколько зрительских, но высокохудожественных фильмов, если денег много. Но когда средств мало, нужно четче расставлять приоритеты. В авторском кино важнее художественное качество и поиски нового киноязыка, а не касса.

Руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый, в свою очередь, считает реформу фонда закономерной.

― Пока трудно судить, как изменится ситуация. Думаю, и продюсеры еще не выработали стратегию, но суть этой реформы для меня понятна и логична, ― считает эксперт. ― Фонд работает на кассовое кино, а прокату как раз не хватает отечественных фильмов-событий. Как-то несерьезно поддерживать коммерческие фильмы, которые затем собирают меньше 10 миллионов. Сейчас напрашивается такой вопрос: кто будет «виноват», если фильм получит господдержку, но соберет меньше 250 миллионов: продюсеры, провалившие маркетинг, или эксперты, неправильно оценившие фильм?

Помимо авторского кино при нынешней конфигурации господдержки серьезнее всего пострадает такой набирающий силу жанр, как фильмы ужасов, считают эксперты. В 2016–2017 годах в прокат вышло шесть отечественных хорроров, из которых только один — «Невеста» Святослава Подгаевского — смог заработать больше 150 млн.

Почти все они сняты при поддержке Фонда кино и вряд ли смогут претендовать на субсидии Минкультуры. За последние годы ведомство поддержало только один проект этого жанра ― полнометражный дебют Надежды Михалковой «Проигранное место», который еще находится в производстве.

Всего же, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», из 162 российских релизов 2016 года только 21, считая четыре мультфильма, смог собрать в прокате больше 150 млн рублей (в России и СНГ). Из них 14 ― больше 250 млн. И это самый высокий показатель в истории современного отечественного проката. В предыдущие годы этот рубеж покоряло не более 15–16 релизов в год.

По словам генпродюсера компании «Марс Медиа Энтертейнмент» Рубена Дишдишяна, «здоровому рынку требуются как фильмы-события, так и среднебюджетные разножанровые проекты».

― Без первых сложно поднять долю российского кино, вторые нужны для освоения новых жанров, конкуренции, ― считает гендиректор. ― Кроме фильмов-событий есть сегмент средних картин, которые собирают от 150 до 400 миллионов рублей, а есть сегмент маленьких картин, которые собирают до 50 миллионов. За счет этого разнообразия развивается индустрия. Важно, чтобы она двигалась вперед, чтобы было 20–30 картин в год, способных стать событием каждое в своем сегменте.

Новое соглашение между Минкультуры и Фондом кино, подписанное 21 апреля, ужесточило правила распределения господдержки. В фонд больше не принимаются проекты с небольшим кассовым потенциалом. Кроме того, за каждые 100 рублей безвозвратной поддержки компании-лидеры обязуются привести в кинотеатр одного зрителя.


Прямой эфир