Русские художники привезли в Венецию Антарктиду
Тема открывшейся в Венеции 57-й биеннале — Viva arte viva («Да здравствует живое искусство») оказалась близка нашим художникам. Присутствие России в этом году выглядит как никогда масштабным. Наряду с основной экспозицией российского павильона страну представляет ГМИИ имени Пушкина с мультимедийным путешествием «Человек как птица» и «Антарктическая биеннале» Александра Пономарева. А также целый ряд выставок русского искусства в параллельных программах.
Традиционно в центре внимания — национальные павильоны, расположенные в садах биеннале. Именно между ними разворачивается основное соперничество. Каждой стране надо продемонстрировать свое искусство максимально ярко. Поэтому ключевыми участниками арт-состязания оказываются даже не художники, а так называемые комиссары — кураторы, отбирающие работы и задающие концепцию экспозиции.
Тема российского павильона — Theatrum Orbis. Так назывался первый атлас, созданный в XVI веке. Для куратора павильона ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семена Михайловского понятие «театр» тоже имеет символическое значение — это наш мир, где постоянно разыгрывается некое действо. Можно вспомнить Шекспира: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». Впрочем, от традиционного спектакля куратор позаимствовал внятную драматургию, чего, к слову, не хватало многим другим национальным павильонам.
— Я стремился к максимальной цельности, интеллектуальному и эмоциональному переходу одного сюжета к другому, — рассказал «Известиям» Семен Михайловский.
Подчеркивая преемственность, Михайловский пригласил принять участие в проекте художников двух поколений: 71-летнего классика Гришу Брускина и совсем молодых Сашу Пирогову и Recycle Group (дуэт Андрея Блохина и Георгия Кузнецова). Закономерный контраст стилей и техник оказался нивелирован единством концептуальным и визуальным: практически вся экспозиция решена в черно-белых тонах и лишь в последних кадрах видео Пироговой всполохи цвета разрушают монохромную аскетичность.
Сценарий Theatrum Orbis — аллюзия на «Божественную комедию». Путь зрителя начинается от многофигурной скульптурной композиции Гриши Брускина: толпа маленьких человечков везет на себе гигантского двуглавого орла — очень похожего на того, что украшает крышу российского павильона, но как будто поврежденного. Спустившись по темной винтовой лестнице к проекту Recycle Group, мы видим части тел, «вмерзших» в стены наподобие грешников в нижнем круге ада Данте.
Работа называется Blocked Content, а ключом к ее пониманию оказывается мобильное приложение, которое посетителям предлагается тут же установить на свои смартфоны и планшеты. Наведя камеру гаджета на скульптуры, можно увидеть на экране трехмерные фигуры людей, застывших в пространстве. Идея очевидна: сегодня мы — пленники виртуального мира.
Но ад должен смениться раем. Его роль выполняет финальный акт Theatrum Orbis — хореографическое видео Саши Пироговой. В первых кадрах несколько лучей выхватывают из темноты фрагменты тел танцовщиков (так образуется перекличка с Blocked Content). Герои видео совершают робкие, неуклюжие, «ломкие» па — как будто долгое время были обездвижены и теперь заново осваивают свое тело.
Постепенно движения становятся более плавными, уверенными и завершаются эффектным групповым «аккордом» — фигуры танцовщиков имитируют распустившийся цветок. Экран заполняется белым светом, а зритель идет к свету природному — за дверью павильона его ждет залитый солнцем венецианский сад. Жизнь победила.
Мотив путешествия стал ключевым и для экспозиции Пушкинского музея — «Человек как птица». Одна из крупнейших российских арт-институций впервые принимает участие в Венецианской биеннале. По такому случаю директор ГМИИ Марина Лошак решила взять в свои руки не только административные, но и художественные бразды правления, выступив куратором проекта вместе с Ольгой Шишко.
Символично, что акцент в экспозиции сделан на относительно новый для ГМИИ жанр — видеоарт. «Человек как птица» наследует выставкам музея в усадьбе Голицыных: комнаты и коридоры старинного особняка (в случае с Венецией это готическое палаццо Соранцо ван Аксель) населяют экраны и мультимедийные инсталляции, преимущественно российских художников. Каждая работа так или иначе перекликается с темой странствий — начиная от гондолы с дисплеем, подменяющим дно изображением воды (поклон городу-хозяину), и заканчивая аудиозаписью из залов на Волхонке (привет от гостя).
Но никто, пожалуй, не прошел в своих арт-прогулках более длинный маршрут, чем участники «Антарктической биеннале» — проекта, придуманного и организованного Александром Пономаревым. В начале этого года художники из разных стран во главе с самим Пономаревым отправились на заснеженный континент, где каждый совершил какой-либо акт творчества. Своего рода отчетом о проделанной работе и стал «антарктический» павильон.
— В мире осталось очень мало мест, где можно сделать что-то новое. Мы смогли переоткрыть мир искусства, найдя такое пространство, но вместе с тем мы и переоткрыли Антарктиду с помощью искусства, — объяснил «Известиям» идею проекта Александр Пономарев.
На выставке можно увидеть робота, призванного утрамбовывать снег, чтобы он лучше отражал солнце и меньше таял (борьба с глобальным потеплением), специальные коньки, которые при катании по льду вырабатывают электричество, видеозаписи перформансов, устроенных в стране пингвинов... В общем, наглядные свидетельства того, что искусство может жить не только в теплой Италии.