Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские военные поразили цех и склад ВСУ в Запорожской области
Наука и техника
В России приступили к разработке космических двигателей-электроспреев
Происшествия
В Подмосковье мужчина напал на полицейского
Общество
Экс-сотрудника спецслужб Молдавии выдворили из РФ за попытку сбора разведданных
Общество
Четверо детей пострадали в ДТП в Прибайкальском районе Бурятии
Мир
Си Цзиньпин заявил о влиянии тарифных войн на мировой экономический порядок
Общество
В аэропорту Нижнекамска ввели временные ограничения на полеты
Мир
В Совфеде сравнили ситуацию в Румынии с политическим землетрясением
Общество
Угрозы жизни пострадавших при детонации боеприпасов во Владимирской области нет
Армия
Росгвардейцы за ночь уничтожили 17 ударных украинских дронов в ДНР
Экономика
Финансист посоветовал россиянам брать ипотеку на минимальные сроки
Мир
В Белом доме рассказали о планах Трампа посетить страны Ближнего Востока
Происшествия
Один человек погиб в ДТП с шестью автомобилями в Саратовской области
Экономика
Интернет в поездах между Москвой и Петербургом стал бесперебойным
Мир
Захарова указала на русофобию в ФРГ из-за выдворения РФ с мероприятий к 80-летию Победы
Общество
В Ставропольском крае объявили штормовое предупреждение из-за непогоды
Мир
NYT узнала об отмене поездки Рубио в Лондон после слов Зеленского о Крыме

В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция африканского искусства

В главном музее Северной столицы выставлены 42 экспоната с Черного континента
48
В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция африканского искусства
Фото: пресс-служба музея «Государственный Эрмитаж»
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Главном штабе Эрмитажа открылась постоянная экспозиция, посвященная африканскому искусству. Вскоре она расширится, а пока это только маленький зал, где в нескольких витринах выставлено 42 экспоната XIX–XX веков. Но объем не умаляет значимости события. Шедевры Черного континента, родины homo sapiens, прежде не были представлены в Эрмитаже на постоянной основе.

Африканское искусство долгое время оставалось за рамками коллекции дворцового музея, да и для Российской империи в целом далекий континент был terra incognita. Ситуация изменилась только к закату уже другой — советской — империи. В конце 1980-х годов Институт имени Пастера передал Эрмитажу ритуальный сосуд, а африканист Владимир Арсеньев — фигуру и маску. И тогдашний директор музея Борис Пиотровский решил купить часть коллекции Арсеньева. Другую группу предметов из нее приобрел уже Михаил Пиотровский.

Наконец, значительная часть африканского собрания недавно появилась в здании на Дворцовой площади благодаря Сергею Гирдину, почетному консулу Гвинейской Республики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция африканского искусства​​​​​​​

Сегодня Эрмитаж располагает более чем 250 предметами с Черного континента. В экспозицию из них вошло около полусотни — для одного из главных музеев страны количество небольшое, однако достаточное, чтобы отразить многоплановость африканской культуры. Пояснения, лаконичные и содержательные, напоминают, что она неоднородна и вдохновлена разными религиями, сосуществующими на одном континенте.

Бесконечно разнообразны и сами экспонаты. Здесь можно увидеть ритуальные фигурки и украшения, маски и оружие, шкивы ткацкого станка и скипетр. Авторство установлено только в одном случае: милую голову человечка вырезал из камня известный скульптор Фанизани Акуда.

— В отношении традиционного искусства понятие авторства почти не употребляется, — объяснил «Известиям» Алексей Аксёшин, младший научный сотрудник отдела Востока в Эрмитаже. — Но на самом деле в эрмитажной экспозиции все вещи авторские, хотя мы и не знаем, кто конкретно их создал. Те, кто эти предметы приобретал, менял, крал, не утруждали себя уточнением такой информации.

Буквально каждая вещь заставляет остановиться, прочесть пояснение и мысленно вписать ее в жизненный контекст, из которого она извлечена. Ведь эти предметы создавались не для созерцания, у каждого была конкретная функция. Вот гирьки для взвешивания золотого песка, заменяющего деньги. Вот барабан н-кооква нгоомбу, которым можно «захватить» духа предка, чтобы советоваться с ним. А это фигура, изображающая умершего ребенка, — за ней ухаживали, одевали и кормили. Здесь понимаешь, почему белый человек, такой, казалось бы, развитый и технически оснащенный, порой чувствовал себя безоружным перед этой непонятной культурой, ощущая ее иррациональную силу.

В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция африканского искусства

Деревянные существа — рогатые, клюватые, большеголовые, с выпирающими зубами — отсылают к древним пластам культуры, где человек, фауна и флора едины. Но вместе с тем эти образы смотрят в будущее — перекликаются с фильмами об инопланетянах и черным юмором Тима Бёртона. То, что это искусство не так уж отдалено от европейского сознания, подтверждает фигура женщины, кормящей ребенка, — этакая африканская Мадонна.

Почему новый зал возник не в основном комплексе Эрмитажа, где выставлены артефакты Древнего Египта и Востока? Казалось бы, ответ прост: в Зимнем дворце уже нет места, а в Главном штабе — есть. Однако существует и более глубокий смысл: по мнению сотрудников музея, африканские экспонаты многое роднит с современным искусством. И, к тому же, новой экспозиции к лицу соседство полотнами Гогена, Матисса и Пикассо, которые реформировали живопись, всматриваясь в истоки цивилизации.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением