Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Политолог назвал прекращение Венгрией поставок топлива Киеву вынужденным ответом
Общество
Путин заявил о необходимости продолжить работу в рамках социальной газификации
Общество
Атомный ледокол «Сибирь» отправили в замерзающий Финский залив
Мир
Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето
Мир
Британия открыла представительство посольства во Львове
Общество
Путин поблагодарил правительство РФ за работу по модернизации здравоохранения
Общество
В России будут совершенствовать систему оплаты труда медработников
Общество
ГП отзовет иск об изъятии активов двух цементных заводов на Кубани
Общество
Путин отметил важность современных больниц для повышения качества жизни россиян
Общество
Роспатент получил заявку на товарный знак якобы от имени Долиной
Общество
Путин назвал демографию национальным приоритетом РФ на годы вперед
Спорт
На аэродроме Минспорта в Тверской области провели акцию «Воздушная Олимпиада»
Общество
В Петербурге могут запретить работу трудовых мигрантов в торговле
Мир
Суд Москвы получил протокол на бывшего «народного губернатора» Донецкой области
Мир
The Economist указал на работу США по возможному снятию санкций с РФ
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

Светописец Ахломов

Журналист Владимир Мамонтов — о выдающемся известинском фоторепортере
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ушел из жизни Виктор Ахломов — великий фоторепортер, всю жизнь снимавший для газеты «Известия». 

Конечно, фоторепортеры бывают разными по характеру. Но легких и светлых людей среди них почему-то больше, чем среди прочих журналистов.

От фотокора не требуется писать заумную аналитику. Напруженную публицистику. Изощренную полуправду. У него от этого не портится характер, не горчит во рту привычной желчью. Может, дело в этом.

Он, конечно, может наснимать какой-нибудь показухи. Обязухи. Не без этого — жить-то надо. Но по природе своей фотография может и должна запечатлевать жизнь людей объективнее письма. В полноте, многообразии и противоречивости. И лучшие из фотомастеров прекрасно умеют пользоваться этим. Возводят эту особенность в превосходную степень. В их понимании нет черной жизни. Нет белой. Есть как минимум черно-белая.

Материалы по теме
2

Фотографы редко бывают унылыми. Напыщенными, самовлюбленными. А хорошие — никогда. Себе на уме бывают. Мудрыми — бывают.

Известинец Виктор Ахломов был таким прекрасным фотомастером. А еще ему повезло. Ну, представьте, живет в СССР молодой человек. Снимает фестиваль молодежи и студентов. Удивительные документы получаются! 1958-й. Наши советские люди, не разбалованные демонстрациями (всего-то два раза в год) встречают гостей из всех стран мира. Что само по себе диво: раньше-то мы в гости ходили, аж до Берлина. Встречают залезши на крыши домов, пренебрегают, понимаете ли, техникой безопасности, чтобы видеть колонны и увитые цветами машины…

А у фотографа, который так снял, явственно видны ум, талант, открытость, светлота. И тут р-раз — в стране шестидесятые. «Оттепель». Гагарин! К «Известиям» ныне прилагается невесомая против обычного официоза, человечная «Неделя». И это совпадает красиво и безукоризненно. Работы Ахломова, которые можно отнести к тем удивительным годам, как туман и воздух слиты с эпохой. Разглядываешь его снимки, а слышишь «А я иду, шагаю по Москве». И вспоминаешь «Мне двадцать лет». И Шпаликова. И «До свиданья, мальчики!». Даже если это «Не самый удачный день», всё равно «Бывает всё на свете хорошо».

Больше того. Он шестидесятничество это светлое потащил дальше по жизни. В семидесятые и остальные, а работал он до последнего. У него есть очень странный, завораживающий кадр «Наши «Чайки». Одна за другой по утру (длинные тени сбоку) едут красивым, выигрышным изгибом дороги советские представительские машины. И где он их нашел столько! Ну хотите рассмотрите этот снимок как демонстрационный — вот какой он, советский автопром в наилучших проявлениях.

Таковой изумительная по композиции фотография и была спервоначалу. Но постепенно веселая гордость уходила из неё, «Чайки» не летали, а укатывали шоссе. Освещенное сбоку закатным солнцем шоссе. Безликая начальственная колонна зажила новой ржавеющей жизнью. Мне всегда казалось, что с каждым годом снимок набирал многозначительности. В нем проявлялась не то насмешка, не то угроза. Черные машины закрывали фестиваль.

Сказал об этом Ахломову. Он посмотрел на меня так, словно прикидывал: семь на восемь? Шесть на двенадцать?

— Интересно… Я, честно говоря, не задумывался над этим. Но начальству виднее. Оно ширше видит, — тут же хитренько заметил он и стал договариваться насчет издания альбома.

Он вроде бы ловил мгновения — а что еще остается? Ремесло такое. Фоторепортер. Но из катания на коньках и санках детей в Центральном парке культуры и отдыха (лошадь тянет целый состав) выступает Брейгель. Про это мы с Виктором Васильевичем никогда не говорили. И я даже не знаю, намеренно он так строил композицию или само вышло.

А работа «К Ленину», где три советские женщины, одна постарше, две в коротковатых ситцевых платьях, уместных в поле соцреализма, когда крепкое бабье тело можно показать, лишь воспевая человека труда, смотрят на Красную площадь. Это ж как если взять художницу Яблонскую — да и вернуть от цветастого праздника в тихую черно-белую правду. И столько скажут вам эти чемоданы гостей столицы, и их платочки, и нескончаемая очередь, на которую они глядят, — даже больше, чем в «Лейпциг», в «Ядран» за югославскими сапогами… Эх, не попадут они нынче к Ленину, не достоятся, детишкам еще надо гостинцев купить.

Он мог запечатлеть нечто совершенно информативное, где не ночевало никакое искусство, например, первые разменные автоматы в метро, но сегодня, разглядывая это, понимаешь, что и тут присутствует какая-то подспудная, графическая художественность. А вот он подражает нездешним мастерам, снимает советское ню, не подумайте чего, в рамках строго искусства, но видно, что по-мужски обожает эти изгибы, холмы и ложбины.

Но любимое мое фото у Ахломова — люди на деревьях. Просто человеческие «Грачи прилетели» какие-то. А это по весне в апреле месяце обрезают деревьям кроны в рамках цивилизованного озеленения советских улиц. Чтоб на уровне мировых стандартов. Но опять-таки при полном небрежении правилами техники безопасности. Фоном — белесое небо, но оно синее, ясно, что синее! Если вдуматься, то люди и вправду летают. И если вглядеться, то увидишь там в небе, на фоне веток и черных фигурок с секаторами, Гагарина — апрель же.

У Ахломова всегда на фотографиях было видно больше, чем он снимал.

Автор — журналист, главный редактор газеты «Известия» с 2005 по 2009 год

От редакции: прощание с Виктором Ахломовым состоится 19 апреля в 12.00 в Ритуальном зале Первой градской больницы.​​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир