Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Это не значит, что люди начали паковать чемоданы»

Эксперты прокомментировали данные социологического опроса «Левада-центра»
0
«Это не значит, что люди начали паковать чемоданы»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Опубликованные «Левада-центром» данные о количестве россиян, одобряющих несанкционированные акции протеста, относятся лишь узкой группе опрошенных, полагают экскперты. Так, по информации «Левада-центра», 38% россиян одобряют несанкционированные акции протеста, которые прошли в России 26 марта. Столько же респондентов, по данным «Левада-центра», полагают, что все руководители страны замешаны в коррупции. 

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский отметил, что данные, которые приводит «Левада-центр», вряд ли отражают позицию всего российского общества. Если бы 38% россиян горячо одобряли несанкционированные акции протеста, то число их участников было бы больше.

— Всё зависит от того, как ставить вопросы и какие варианты ответов давать респондентам.

Когда речь идет о протестных акциях, то важно также понимать, в какой среде проводился опрос. В городах, где больше осведомлены об этих акциях, он более репрезентативен.

Обратная тенденция наблюдалась бы в сельской местности. Если в опросе не принимало участие сельское население, то я бы поставил под сомнение результаты этого опроса, — пояснил свою позицию политолог.

Он также напомнил, что данные крупных социологических центров часто расходятся между собой: цифры, например, «Левада-центра» могут противоречить результатам, полученным ВЦИОМом. Чаще всего такое происходит в случаях с политически резонансными событиями, отметил политолог.

Директор «Центра политической информации» Алексей Мухин говорит, что у социологов свои методы работы с общественным мнением, но в данном случае они, вероятно, опрашивали именно ту часть населения, которая погружена в интернет и знает о прошедших протестных акциях.

— Население погружено в интернет, читает огромное количество контента. Он не всегда адекватный, но формирует у людей определенную точку зрения. Данный протест подавался под соусом борьбы с коррупцией, а какой же россиянин не любит бороться с коррупцией? Это политтехнологический проект для раскрутки определенного фильма. Россиян ввели в заблуждение, — уверен Алексей Мухин.

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров, ознакомившись с данными «Левада-центра», отметил, что предметом обсуждения могут быть сами формулировки, с ними нужно подробнее разбираться.

— Мы регулярно спрашиваем, присоединились бы люди к митингам «против всего плохого, за всё хорошее». Эта цифра долгое время не меняется, число тех, кто присоединился бы, выше 30%. Сейчас их явно стало больше, но цифра приподнялась не критически, — отметил Валерий Федоров. — Но надо понимать, что на самом деле люди таким ответов выражают свое недовольство чем-то, но на митинг, скорее всего, не придут. Представьте, что будет в стране, если 38% россиян выйдут на улицы. Когда 1% выходит, революция происходит. То есть спрашиваем об одном, а отвечают о другом. Например, мы спрашиваем, хотите ли вы иммигрировать, и 10–12% регулярно отвечают, что да, но это не значит, что люди начали паковать чемоданы. Статистика показывает, что это желание реализуют доли процентов.

По его словам, в данном случае удачно выбрана линия критики — коррупция. Независимо от того, есть факты, подтверждающие ее или нет, «представлены какие-то бумажки, фильмы, из которых ничего не следует, или же суды идут, приговоры выносят — всё равно люди убеждены, что коррупция всеобъемлющая, захватила все эшелоны власти, и никто не верит, что чиновники — люди, работающие на страну, а не на свой карман», пояснил эксперт.

— Тут одно исключение — президент Владимир Путин: его не воспринимают как чиновника, как политика. Он стал для людей деятелем исторического масштаба, и к нему провокации не липнут. Что касается коррупции и руководства, то сотни лет россияне убеждены, что все вокруг воруют. В отдельные промежутки времени, когда государство на самом высоком уровне разворачивало борьбу с коррупцией, в андроповские времена, например, по мнению людей, меньше коррупции не становилось, — напомнил Валерий Федоров. — Взяточников сажали, но люди не говорили, что коррупция отступает, им, наоборот, казалось, что ее масштабы больше, чем они предполагали. У нас нечто подобное сейчас происходит: сажают министров, генералов, губернаторов и каждый раз демонстрируют, чего они там наворовали. Тут уже самый лояльный избиратель приходит в ужас и говорит, мол, подозревал, но верить не хотел, а тут очередные 8 млрд вспыли.


Прямой эфир